На прошедшем в Аналитическом центре при Правительстве РФ круглом столе «Современные тенденции и предстоящие изменения в сфере пригородных железнодорожных перевозок» эксперты обсудили достигнутые положительные результаты и основные проблемы отрасли. Электрички играют важную роль в развитии агломераций, обеспечивая удобное сообщение между городом и пригородом, подчеркнули участники дискуссии. Как ранее отмечал генеральный директор РЖД Олег Белозеров, «Сегодня в мире пассажирские перевозки растут гораздо динамичнее грузовых. И основной прирост идёт именно в агломерациях. Мы в России не только идём в ногу со временем, но и в ряде случаев опережаем зарубежные аналоги».
Больше вагонов
Электропоезда становятся все более популярными среди пассажиров в силу скорости, комфорта и безопасности передвижения, цифровизации и повышения качества услуг, а также точности выполнения расписания, отметили участники дискуссии. В значительной степени этому способствует обновление подвижного состава, закупку которого пригородные пассажирские компании (ППК) все чаще включают в инвестпрограммы. И.о. директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Александр Федорчук сообщил, что в 2018 году ППК при поддержке ОАО «РЖД» и субъектов Федерации закупят более 600 новых вагонов. Руководство «РЖД» приняло решение направлять на эти цели объемы не менее амортизационных отчислений. При этом более половины из этого количества — 310 вагонов — приобретет на собственные средства крупнейший российский перевозчик Центральная ППК.
«Только в октябре в РЖД обратились шесть губернаторов, которые попросили компанию поучаствовать в приобретении нового подвижного состава на следующий год с помощью процедуры лизинга, — рассказал начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО „РЖД“ Алексей Белянкин. — Они гарантировали, что установят экономически обоснованный тариф на перевозки, который будет покрывать лизинговые платежи. А если они все же окажутся слишком высокими для населения, то будут субсидировать перевозки».
«Мы видим, что на тех маршрутах, где мы поставили новый современный подвижной состав, происходит рост пассажирооборота. Качественные услуги востребованы обществом и пассажиром», — добавил Александр Федорчук. А повышение пассажирооборота позволяет снизить за счет объема перевозок те субсидии, которые предоставляются ППК на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифа и ценой за билет, что, опять же, на руку региональным бюджетам.
Подключить бизнес-логику
При этом федеральный центр сегодня оказывает немалую поддержку пригородным пассажирским компаниям, отметил Александр Федорчук. Он предоставляет порядка 37 млрд руб. в год для субсидирования ставки за пользование инфраструктурой РЖД для пригородных компаний. Также принято решение об обнулении НДС, что экономит ППК еще примерно 10 млрд руб. в год. Кроме того, порядка полутора миллиардов рублей в год по линии поддержки машиностроения направляется на приобретение нового подвижного состава, что делает его дешевле для покупателей. Эта мера будет действовать в течение, по крайней мере, 2018-2020 годов.
Господдержка способствовала стабилизации финансового положения большинства пригородных компаний. Три из них стабильно показывают положительный финансовый результат, однако, как заметил советник руководителя Аналитического центра Юрий Елизарьев, пока лишь ЦППК действует в режиме бизнес-логики. Компания приобретает подвижной состав в рамках своей инвестиционной программы через лизинг и имеет в собственности уже 20% подвижного состава. В будущем году ЦППК планирует закупить еще 37 электропоездов (не считая подвижного состава для МЦД — городских поездов «Иволга») и 17 двухвагонных рельсовых автобусов РА-3. Это дает возможность самостоятельно формировать транспортную политику.
Задачей Минтранса РФ сегодня является предоставление и другим региональным перевозчикам возможности развиваться так, как это делает ЦППК, не опираясь на поддержку из региональных бюджетов. Для этого был разработан находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме законопроект о регулярных пассажирских перевозках, который выводит из-под сферы регулирования естественных монополий пригородный железнодорожный транспорт. Новая модель будет основана на долгосрочном договоре между государством и перевозчиком.
Договор будет заключаться по результатам конкурса, на котором разыгрываются лоты — маршруты и группы маршрутов. Срок такого договора — 15 лет, что позволит перевозчику обеспечить стабильные и, главное, предсказуемые условия своей деятельности, брать займы для исполнения обязательств по договору (например, на приобретение нового подвижного состава и развитие инфраструктуры пассажирского сервиса).
В таком договоре закрепляются базовые принципы тарифообразования: тариф фиксируется до тех пор, пока не изменятся долгосрочные параметры экономической деятельности перевозчика. В случаях, когда интересы населения регионов заставляют установить тариф ниже экономически обоснованной суммы, договор может предусматривать и предоставление субсидий.
Законодательные изменения способны повысить статус пригородного железнодорожного транспорта в крупных агломерациях, сделать его приоритетным видом транспорта, а именно на это, основываясь на мировом опыте, уже давно указывают отраслевые эксперты.
«Люди пересаживаются с автомобиля на железнодорожный транспорт, — отметил вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков, — они тратят меньше времени, ездят с большим комфортом и с меньшей экологической нагрузкой на мегаполисы».
Охота на «зайцев»
Как отметили участники дискуссии, очень непросто достичь безубыточности деятельности ППК и обновлять подвижной состав, когда значимая часть пассажиров не платят за билеты или прибегают к различным ухищрениям, чтобы платить меньше. По приблизительным подсчетам, отрасль ежегодно недополучает из-за этого порядка 5 млрд руб. Как считает председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков, сейчас не проработаны варианты, которые показывают экономическую эффективность мер борьбы с безбилетниками в зависимости от объемов перевозок, а они были бы очень полезны.
«Турникеты не могут везде быть панацеей, — добавляет Кирилл Янков. — Необходимо продумать меры по усилению линейного контроля на маршрутах, но здесь есть проблема. С прошлого года отсутствие билета перестало считаться административным правонарушением. Формально сейчас штраф — это не штраф. Это ущербная юридическая конструкция, которая позволяет безбилетникам уходить от ответственности».
Задержать «зайца» для установления личности, чтобы выписать штраф, могут лишь сотрудники транспортной полиции, но за последнее время произошло значительное сокращение их штата. Эксперт полагает, что эффективной борьбе с безбилетниками будет способствовать усиление транспортной полиции и взаимодействие с ней контролеров.
Цифровые сервисы становятся частью нашей жизни
В ходе круглого стола говорилось также о важности внедрения современных технологий и новых клиенториентированных сервисов. Например, ЦППК предоставляет возможность купить билет за наличные, при помощи банковской карты, а также с использованием различных pay-сервисов. Уже сейчас на Павелецком и Ярославском направлении билеты можно приобрести через мобильное приложение. В ближайшем будущем планируется распространить данную услугу и на другие маршруты. Приложение также позволяет проложить маршрут поездки, узнать время до ближайшего поезда и время в пути, стоимость билетов, покажет информацию об опоздании или отмене электричек.
Как отмечали эксперты, большой популярностью сейчас пользуется бесплатный Wi-Fi и различного рода сопутствующие услуги, повышающие комфорт пассажиров и еще более увеличивающие привлекательность пригородного железнодорожного транспорта.
Кроме того, ЦППК разработано программное обеспечение, которое объединяет все существующие и развивающиеся бизнес-процессы компании, работает почти на 20 моделях устройств и поддерживает самый широкий в России спектр билетных носителей: социальные карты Москвы и Московской области, «Тройку», «Стрелку», кобрендинговые и банковские карты и другие. Оно позволяет организовать бесперебойную работу всей билетной инфраструктуры ЦППК в 11 регионах России. «Созданная в результате модернизации билетная платформа построена на современных технологиях, в том числе по защите данных. Открытая архитектура позволяет развивать систему и оперативно создавать новые пассажирские сервисы», — подчеркивает начальник управления информационных технологий ЦППК Игорь Евдокимов.
Другой перспективной разработкой компании является система распознавания лиц на турникетах. На данный момент проводится изучение целесообразности ее применения в пригородных пассажирских перевозках. Идея в том, что по желанию пассажира при покупке отдельных видов проездных документов в базе данных будут зафиксированы его биометрические данные. Это позволит проходить через турникеты без предъявления билета или абонемента: система автоматически определит, что у пассажира есть действующий проездной документ.
Смотрите также:
- Перспективы развития железных дорог в России: эксперты о будущем отрасли →
- Реформа по переходу на онлайн-кассы: необходимые шаги бизнеса →
- Россия на пороге транспортного коллапса →