Эксклюзивно для АиФ. Глава ФПК отвечает на вопросы читателей

Генеральный директор «Федеральной пассажирской компании» Владимир Пястолов. © / Пресс-служба АО «ФПК»

Читатели «АиФ» — частые пассажиры российских поездов. За летний сезон у них скопилось много вопросов по поводу покупки билетов, расписания движения и сервиса в вагонах. Наиболее интересные из них мы задали гендиректору «Федеральной пассажирской компании» Владимиру Пястолову и получили исчерпывающие ответы.

   
   

Алексей Дуэль, aif.ru: Использование на популярных маршрутах двухэтажных купейных вагонов привело к «вымыванию» из состава плацкартных, где билеты дешевле и цена на них регулируется государством. Действительно ли это так? 

Владимир Пястолов: Нельзя утверждать, что одноэтажные поезда именно «вымываются» из графика движения. В рамках маршрута мы всегда предоставляем пассажирам выбор — наряду с двухэтажными составами, в которых есть вагоны купе и СВ, курсируют одноэтажные поезда, где также можно приобрести билеты в плацкарт или в вагон с местами для сидения.

Кроме того, мы предлагаем выгодные условия проезда для наших пассажиров благодаря акциям и специальным тарифам.

Так, например, в рамках акции «Счастливые каникулы» в летнее время дети от 10 до 17 лет могут путешествовать в купе двухэтажных поездов со скидкой. Она составляет 50% от стоимости билета для взрослого пассажира в плацкартный вагон на то же расстояние. 

Сэкономить при поездке двухэтажным поездом могут и взрослые, например, воспользовавшись акцией «Для пассажиров 60+», которая дает скидку 15%, или купив билет по невозвратному тарифу. В этом случае скидка 20% распространяется на места в последнем купе на обоих этажах вагона. 

Экономию можно показать на таком примере: 30 августа в путешествие двухэтажным поездом № 025А Санкт-Петербург — Москва отправляется семья из четырех человек — трое взрослых и один ребенок. При оформлении проездных документов они могут сэкономить до 27% стоимости проезда, если взрослые для себя приобретут билеты по невозвратному тарифу, а для ребенка — по тарифному плану «Счастливые каникулы». 

   
   

Двухэтажные поезда — это не только выгодно, но и комфортно. В зависимости от класса, в них оборудованы двухместные или четырёхместные купе. Для провоза багажа в штабном вагоне есть специализированное багажное купе.

В каждом купе есть индивидуальные светильники, лестницы для подъема на верхнее место, розетки для подключения электроприборов и мобильных устройств. Доступ в купе осуществляется на основе индивидуальных магнитных ключ-карт. 

В поезде предоставляется Wi-Fi доступ к локальной информационно-развлекательной системе «Попутчик». В более современных версиях двухэтажных поездов есть душевые модули и тематические купе для проезда с маленькими детьми. 

— Билеты на поезда появляются в разное время, то есть часть билетов остается нераспроданной? При этом поезда идут с загрузкой 85-90%. Как пассажирам купить билеты на нужный поезд за разумные деньги?

— Так как сейчас лето, а это традиционно очень напряженное время для железнодорожных перевозок в дальнем следовании, практически все билеты на поезда в южном направлении распродаются довольно быстро. 

Более того, на поезда, которые пользуются повышенным спросом и находятся в пути сутки или чуть более суток, места реализуются, как правило, в первый день продажи. 

Билеты поступают единовременно во все каналы продаж — в железнодорожные кассы, на официальный сайт ОАО «РЖД» и в мобильное приложение «РЖД Пассажирам». Пассажиры также могут воспользоваться на сайте и в приложении кнопкой «Отслеживать билеты». Как только они снова появятся в продаже, пассажиру придет уведомление.

— В новых двухэтажных вагонах у пассажиров верхних полок нет места для размещения багажа, рундуки под нижними полками в торцевых купе сокращены: в них стоит короб. Есть ли планы по изменению компоновки вагонов? Почему при продаже билетов нет предупреждения о невозможности разместить багаж? 

— В любых пассажирских вагонах АО «ФПК» есть возможность разместить багаж. Однако пассажирам нужно помнить, что вместе с собой в купе они могут перевозить ручную кладь. Ее вес не должен быть более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) — 50 кг), а размеры по сумме трех измерений — 180 см. 

К ручной клади относятся вещи, которые пассажиры перевозят при себе и которые помещаются в пассажирских вагонах на отведенных для этого местах.

Все, что тяжелее и больше, пассажир обязан сдать в багажное купе, оформив багажную квитанцию.

Заказывая разработку новых вагонов, наши специалисты всегда учитывают необходимость размещения ручной клади и планируют пространство таким образом, чтобы его хватило для вещей всех пассажиров. 

Да, в торцевых купе второго этажа двухэтажных поездов размещаются короба воздухораздачи системы кондиционирования воздуха. Однако даже этот короб не мешает разместить то количество ручной клади, которое предусмотрено правилами.

Согласно правилам перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь. 

— Говоря о верхних и нижних полках, нельзя не сказать об изменениях в Правилах перевозок пассажиров, которые коснулись, например, права пассажиров верхних полок садиться за столик около нижней полки на время приема пищи. Что еще изменится для пассажиров поездов дальнего следования с 1 сентября этого года?

— Да, с 1 сентября 2023 года вступают в силу новые Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 05.09.2022 № 352. 

Большинство пассажиров сейчас интересуются пунктом 93 этих правил: «По требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. Время для приема пищи составляет в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (с 12:00 до 15:00) не более 1 часа».

Поясню, что для пассажиров ничего не изменилось. Проезд в поезде по-прежнему будет осуществляться на том месте, которое оплачено пассажиром и указано в его билете. Доступ к столику и другим сервисам в пути следования будет обеспечен для пассажиров вагона в равной степени. 

Новый пункт в правилах необходим для проводника и начальника поезда. Наши сотрудники получат правовую основу, чтобы использовать ее в урегулировании споров между пассажирами. Так, в случае категорического отказа пассажира с нижней полки допускать пассажира с верхней к столику для приема пищи, проводник сможет потребовать у «нижнего» уступить, сославшись на правила министерства транспорта.

Чтобы путешествия в поездах дальнего следования были комфортными для всех проезжающих, мы просим пассажиров быть внимательнее и добрее друг к другу. Относитесь к соседям по купе с пониманием и уважением, которое, в свою очередь, вы бы хотели получить и в свой адрес.

По любым вопросам, даже самым сложным, пассажиру необходимо обратиться к начальнику поезда. Он всегда окажет содействие и поможет найти выход из любой ситуации. 

Кроме этого пункта правил, также необходимо отметить изменения, которые касаются допущения ошибок при оформлении билетов — не более одной в фамилии, имени, отчестве, а также не более одной в цифрах номера документа.

— Как объяснить тот факт, что у пассажирских поездов появилось много технических остановок, на которых людей не выпускают из вагона? Для чего они нужны? При этом остановок, на которых можно выйти и, например, размяться в долгой дороге, не так много. Например, поезд 114/113 на участке от Москвы до Санкт-Петербурга имеет 6 нормальных остановок по 1 минуте и пять технических — от 5 до 65 минут.

— Железнодорожные пассажирские перевозки — это сложный производственный процесс. При разработке расписания надо учесть удобство для пассажиров, возможности инфраструктуры и утверждённые нормативы для составления графика движения. 

Технические остановки нужны, чтобы на транзитной станции заправить состав водой, провести сервисное обслуживание экологически чистых туалетных комплексов. 

Также технические остановки могут быть обусловлены особенностями инфраструктуры. Например, на однопутном участке железной дороги остановка пассажирского поезда может быть вызвана необходимостью пропустить встречные поезда, при этом специалисты всегда стараются сделать эту стоянку наименее продолжительной. 

На однопутных и двухпутных участках дороги техническая стоянка может быть предусмотрена, чтобы дать возможность проехать поездам, которые следуют в другом скоростном режиме или с меньшим количеством остановок для посадки и высадки пассажиров. 

Приведу в пример поезд № 113/114 Санкт-Петербург — Адлер, который вы упомянули в своем вопросе. Он отправляется из Северной столицы в 16:32, при этом в 17:00 и в 17:10 отправляются высокоскоростные «Сапсаны» по маршруту Санкт-Петербург — Москва. В этом случае на участке от Санкт-Петербурга до Москвы для поезда № 113 будут предусмотрены технические остановки.

Отдельно отмечу, что при разработке расписаний поездов на 2023-2024 годы мы будем рассматривать изменение графиков многих пассажирских поездов. Это поможет, в том числе, сократить количество и продолжительность технических стоянок. Изменения коснутся и графика поезда № 113/114 Санкт-Петербург — Адлер. 

Что касается остановок, где можно выйти из вагона, они всегда есть в графике поезда.