Дойдёт до Новой Москвы. Как будет развиваться метро в столице?

Виталий Белоусов / РИА Новости

В конце этого года начнёт работать часть Третьего пересадочного контура - второй кольцевой линии, а радиальные уйдут ещё дальше за МКАД.

   
   

Станции расписаны на три года вперёд

Принципиальное новшество - 4 новые радиальные ветки (40 км тоннелей метро и 18 новых станций),

которые «отрастут» от второй кольцевой. Однако, как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, это дело не ближайших лет, а двух десятилетий. Возможные градостроительные решения будут приняты летом следующего года. В целом программа развития столичного метрополитена позволит вдвое расширить столичную подземку до 2025 г.

Новая кольцевая будет включать в себя 32 станции, которые свяжут между собой московские окраины: семнадцать пересечений - с действующими линиями подземки, ещё семь - с радиальными направлениями железных дорог. И две станции будут иметь переход на МЦК. Третий пересадочный контур (ТПК) должен быть полностью готов к 2021 г. А в этом году планируется закончить 19 новых станций. Строители в буквальном смысле слова роют землю 24 часа в сутки 24 проходческими щитами. 

 

В плане на 2018-й открыть 20 станций. Такими темпами будут строить метро и дальше: расходы бюджета на эти цели планируют на три года вперёд, поэтому понятно не только «что строить», но и «на что». Подрядчики-строители, в свою очередь, чтобы не тратить лишнего, применяют новые энерго- и просто эффективные технологии. 

Но дело не только в технике и технологиях. Сложно работать со столичной землёй, «насквозь мокрой». По словам М. Хуснуллина, Москва подземная - это десятки самых разных водных «жилок». А значит, каждый сильный дождь может иметь непредсказуемые для строителей метро последствия. Когда тоннель прокладывают через так называемые обводнённые грунты, прорвать его может в любой момент, но метростроевцы и с этим справляются. 

Планы «скромными» оказались

Несколько лет назад, когда столичные власти составили программу развития транспорт­ной системы Москвы, они пришли к выводу, что городу необходимы 150 км линий и 75 станций. Но план вышел слишком «скромным». Поэтому к 2020 г. запланированы 200 км метро и сотня платформ, из которых (с учётом МЦК) на сегодня готовы 130 км и 64 станции.

До конца года для пассажиров откроется «Ховрино» на севере Москвы. Близок к запуску отрезок Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до «Петровско-Разумовской». В завершающей стадии участок с семью станциями - от «Раменок» до «Рассказовки», уходящий в Новую Москву. Кстати, здесь после «Саларьево» метро достали из-под земли и пустили поверху. М. Хуснуллин объясняет, что это удешевило проект, а изначально там хотели провести трамвайные линии, но в итоге решили делать именно метро.

   
   

Один из самых сложных объектов этого года - станция глубокого заложения «Нижняя Масловка». Она ушла под землю на 63 м. Там построены так называемые оборотные тупики, и поезда с «Петровского парка» начнут разворачиваться на «Нижней Масловке» уже в этом году.  

Что касается Третьего пересадочного контура, то по его участку «Деловой центр» - «Петровский парк» можно будет прокатиться ещё до наступления нового года: линия готова, строители передали её метрополитену, сейчас ей «выправляют документы», ведь бумажная работа не менее сложная, чем сама стройка. «ТПК для нас очень важен, - объясняет Марат Хуснуллин. - Если его не по­строить, нельзя будет протянуть ни одной радиальной ветки». А в планах - линии от станций второй кольцевой «Хорошёвская»  в Рублёво-Архангельское, от «Нижегородской»  на восток, от будущей станции «Улица Новаторов»  до Коммунарки и в дальнейшем до Троицка. Также рассматривается проект продления Люблинско-Дмитровской ветки от «Селигерской»  до посёлка Северный. 

Через столицу транзитом 

Ещё одна идея столичных властей состоит в том, чтобы пустить пригородные поезда через центр города. Это уже обсуждается с РЖД и Минтрансом. 

Как считает мэр Москвы Сергей Собянин, доехать на пригородном поезде из одного конца мегаполиса в другой можно будет за 25 минут. 

В том, что радиусы станут диаметрами, есть и другие плюсы. Раньше тому, кто ехал из Королёва в Чертаново, нужно было, по меньшей мере, пересесть с электрички на метро. Новые маршруты не будут обходить центр города, и пригородные электрички помчатся прямо через него с частотой поездов подземки. Это не только ускорит проезд с севера на юг, но и удлинит пригородные направления. Например, можно будет сесть в поезд в Сергиевом Посаде, а выйти в Наро-Фоминске, а то и в Калуге. Электрички будут проноситься без остановок и с маленькими интервалами прямо через центр города. 

Идея близка и РЖД, как прокомментировала пресс-служба компании, это позволит «организовать более 20 перспективных маршрутов электропоездов». А С. Собянин назвал новые маршруты революционными и заверил: разрушать жилые дома для прокладки путей не будут. Новых путей строить не придётся: задействуют существующие, частично  реконструировав. 

Смотрите также: