Операционная прибыль отечественных авиакомпаний, включающая доход от продаж авиабилетов, в 2023 году составила 13,5 млрд руб., хотя еще в 2022 году по этому показателю был зафиксирован убыток в 100 млрд руб. При этом чистая прибыль, включающая госсубсидии и прочие разовые факторы, в прошлом году превысила 85 млрд руб., подсчитали в издании «Коммерсант».
Результат приятный, но, по мнению Дмитрия Адамидова, радоваться рано. «В секторе гражданской авиации прибыльность нестабильна, — отметил эксперт. — Ранее существенные деньги приносили выплаты „Аэрофлоту“ транссибирских роялти, их вносили иностранные авиакомпании за пролет в воздушном пространстве нашей страны. Сейчас объем роялти существенно сократился, это может сказаться на прибыльности отечественной гражданской авиации в будущем, на траекторию устойчивой доходности мы еще не вышли».
Росту прибылей авиакомпаний поспособствовала увеличившаяся активность населения, несмотря на дорогие билеты, люди стали больше и чаще летать. «В 2022 году авиакомпании получали значительные субсидии на перевозки, сейчас их отменили, и билеты немного подорожали, — говорит Адамидов. — Но у населения также растут доходы, и платежеспособный спрос на авиаперелеты не ослабевает, это и привело к росту совокупной прибыли авиаотрасли».
Всем заработанным миллиардам перевозчики уже знают применение, и рассчитывать на снижение цен на билеты не стоит. «Сама модель гражданской авиации, система динамического ценообразования настроены на то, чтобы взять максимум от того, что может заплатить пассажир, — поясняет Адамидов. — Учитывая, что падения доходов населения нет, то и цены на билеты, несмотря на выросшие прибыли авиакомпаний, снижаться не будут».
Ранее aif.ru сообщал о том, что в 2023 году выручка российских авиакомпаний достигла рекордных значений.