Режим открытого неба позволяет приземляться в аэропортах самолетам авиаперевозчиков, которые не зарегистрированы в стране. Всего существует девять категорий режима открытого неба, это так называемые степени свободы воздушного пространства. Речь идет о наборе правил гражданской коммерческой авиации при международных перевозках, который дает право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой и приземляться на ее территории.
Первые пять свобод воздушного пространства были приняты еще в 1944 году в рамках Чикагской конвенции (конвенция, подписанная 7 декабря 1944 года и установившая основные принципы международной авиации). Позже появились еще четыре авиационные свободы. В настоящее время свободы воздуха официально сформулированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, специализированное подразделение ООН, устанавливающее нормы гражданской авиации) в «Руководстве по регулированию международного воздушного транспорта».
Какие бывают степени свободы воздушного пространства?
Первая степень позволяет авиаперевозчику пересекать воздушное пространство иностранного государства, т. е. совершать транзитные перелеты, без посадки (например, рейс из Нью-Йорка на Аляску, выполняемый американской авиакомпанией через территорию Канады).
Вторая — также летать транзитом, но при этом дозаправляться и обслуживаться в аэропорту иностранного государства по пути в другую страну (например, рейс Торонто — Мехико, выполняемый канадской авиакомпанией, с остановкой в США на дозаправку).
Третья дает право на полет из своей страны в другую. Также авиакомпаниям разрешается высаживать пассажиров, выгружать багаж, почту и грузы (например, рейс Торонто — Чикаго, выполняемый канадской авиакомпанией).
Четвертая степень воздушной свободы позволяет авиакомпаниям перевозить пассажиров из другого государства в свою страну, а также брать на борт почту и грузы (например, рейс Торонто — Чикаго, выполняемый американской авиакомпанией).
Пятая дает право на полет между двумя иностранными государствами в ходе перелета, который начинается или заканчивается в своей стране (например, дальнемагистральный рейс Дубай — Ларнака — Мальта — Ларнака — Дубай, выполняемый авиакомпанией из ОАЭ)
Шестая предполагает право на полет из иностранного государства в другое иностранное государство с коммерческой остановкой в своей стране, не обусловленной техническими причинами (на дозаправку и пр., пример: рейс Дубай — Каир — Париж, выполняемый египетской авиакомпанией).
Седьмая дает право на полет между двумя иностранными государствами без посадки в своей стране (например, рейс Лондон — Париж, выполняемый немецкой авиакомпанией).
Восьмая — дает право на перелет между двумя городами иностранного государства, при этом начинаться или заканчиваться перелет должен в своей стране (например, рейс Чикаго — Нью-Йорк — Торонто, выполняемый канадской авиакомпанией).
И, наконец, девятая дает право на полет в пределах одного иностранного государства без права продолжить полет в свою страну (например, рейс Пекин — Шанхай, выполняемый итальянской авиакомпанией).
Где в России действует режим открытого неба?
Режим открытого неба введен во Владивостоке, Калининграде, Сочи и Улан-Удэ. Во всех этих городах действует пятая степень авиационных свобод.
С 1 января 2020 года режим открытого неба начал действовать в петербургском аэропорту Пулково: ограничение до седьмой степени свободы воздушного пространства для полетов иностранных авиакомпаний в Санкт-Петербург сняли сроком на пять лет. Всего в перечень, утвержденный Минтрансом, вошла 21 страна, в которые иностранным перевозчикам разрешили летать без ограничений. Это Бельгия, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Еще в восемь стран летать можно с ограничениями. Это Австрия, Великобритания, Болгария — кроме столицы, Германия — кроме Берлина, Дюссельдорфа, Мюнхена и Гамбурга, Испания — кроме Барселоны и Малаги, Италия — кроме Рима и Милана, Кипр — кроме Ларнаки и Пафоса, Франция — кроме Парижа и Ниццы.