30 января в Екатеринбурге состоялся первый полет легкого многоцелевого самолета (ЛМС) «Байкал». Полет проходил на высоте 500 м и длился около 25 минут. За это время летчик-испытатель Валентин Лаврентьев выполнил маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолета.
Впервые опытный образец самолета был показан в июле 2021 года на 15-м Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2021». Серийное производство «Байкалов» должно начаться в 2024 году. Производство предполагается разместить в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
Что представляет собой ЛМС-901 «Байкал»?
«Байкал» — это легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолет, предназначенный для замены устаревшего Ан-2. Проект разработан Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) и Московским авиационным институтом по заданию и при поддержке Минпромторга, в рамках государственной программы по развитию малой авиации.
Самолет, оснащенный отечественным двигателем ВК-800, заменит устаревшие «кукурузники» Ан-2 советской разработки. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, «Байкал» также должен «оживить перевозки на местных воздушных линиях, решить проблемы с обеспечением транспортной доступности, прежде всего на Дальнем Востоке». Ранее замглавы Минпромторга Олег Бочаров заявлял, что ЛМС-901 ориентирован в первую очередь для местных авиалиний, в том числе с тяжелыми климатическими условиями. Помимо пассажирских перевозок, «Байкал» сможет перевозить грузы, выполнять полеты санитарной авиации, осуществлять патрулирование и мониторинг, применяться в авиалесоохране и авиационных сельхозработах.
Как ранее заявлял директор по продажам и маркетингу УЗГА Олег Богомолов, стоимость «Байкала» в базовой версии составляет 120 млн рублей. Объем рынка госзаказа, по его словам, может составить 300 машин до 2030 года.
В чем «Байкал» превосходит Ан-2?
В России Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt (в переводе с англ.) — Жеребенок, разг. — Кукурузник, Аннушка) более не выпускаются. Производство этих самолетов было остановлено еще в 1970-е. Всего произведено около 18 тыс. этих бипланов, многие из них эксплуатируются более 40 лет.
«Кукурузник» проектировался для замены устаревшего сельскохозяйственного У-2 и выпускался почти в двух десятках модификаций, среди которых были: поплавковый самолет и транспортно-пассажирский; санитарный и самолет метеоразведки; пожарный и лесопожарный; ночной артиллерийский корректировщик и аэрофотосъемщик.
Мощность двигателя Ан-2 — 1 тыс. л. с., максимальная скорость — 250 км/ч, грузоподъемность — до 1,5 тыс. кг. «Байкал» превосходит Ан-2 по ряду характеристик. В первую очередь, он сможет летать дальше и брать больше груза, при этом потребляя меньше топлива. Крейсерская скорость Ан-2 — 150-190 км/ч (в зависимости от модификации), дальность полета на высоте 1000 м с коммерческой нагрузкой 500 кг – 900 км, а максимальная дальность полета без коммерческого груза с полностью заправленными топливными баками — 1050 км.
В отличие от своего предшественника, «Байкал» сможет летать дальше и брать больше груза, при этом потребляя меньше топлива. По словам главного конструктора проекта Вадима Демина, его крейсерская скорость — до 300 км/ч, максимальная дальность полета — до 3 тыс. км (с полезной нагрузкой 2 т — 1,5 тыс. км).
Ан-2 ранее производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР под названием «Фонг Шу-2». Биплан занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается более 70 лет.
Где и когда можно увидеть «Байкал»?
9-10 февраля самолет покажут в Москве на девятой Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2022, отмечает Минпромторг.
Источник
https://tass.ru/ekonomika/13567213