Система общественного транспорта Москвы, перевозящая ежедневно миллионы человек, достаточно надежна и безопасна. Но ни одна самая надежная система, особенно в мегаполисе, не застрахована от ЧП, вызванных ошибкой или халатностью человека либо отказом техники.
История столичного общественного транспорта знает случаи страшных техногенных катастроф как в советский, так и в постсоветский период. Трагедия на «Славянском бульваре» 25 декабря 2017 года пополнила этот печальный список.
1993 год. Горящие троллейбусы на Дмитровском шоссе
24 июня 1993 года в 11 часов 45 минут на пересечении Дмитровского шоссе с Третьим Нижне-Лихоборским проездом во время дождя произошло столкновение автомашины «КамАЗ-55111» с прицепом со следовавшей в попутном направлении автомашиной «КамАЗ-55111» (бензовоз).
В результате столкновения произошло нарушение целостности цистерны с бензином с последующим его разливом и воспламенением на общей площади 200 квадратных метров, а также горение бензовоза, автобуса «Икарус», автомашины «МАЗ-супер», автомашины «ЖУК-06» и двух троллейбусов.
Возгорание было стремительным и масштабным: пассажиры троллейбусов моментально оказались в эпицентре сильнейшего пожара. Несмотря на то, что водитель успел открыть двери, люди сгорали заживо. Некоторых жертв впоследствии удалось идентифицировать лишь благодаря проведенной экспертизе ДНК.
Пассажиров еще одного троллейбуса от гибели спас водитель, который в последний момент увел машину из зоны пожара, вырулив на встречную полосу.
Пожарными подразделениями в 12 часов 16 минут горение разлившегося бензина было прекращено, а в 13 часов 50 минут была ликвидирована течь бензина из повреждённой цистерны.
Всего в катастрофе погибло 12 человек, 10 из них сгорели в троллейбусах. 25 человек были госпитализированы с ожогами и травмами различной степени тяжести. Спасая людей из огня, смертельные ожоги получил сержант милиции Лев Новиков.
После трагедии на Дмитровском шоссе были ужесточены правила перевозки нефтепродуктов и опасных грузов.
2013 год. «КамАЗ» таранит автобус в Новой Москве
13 июля 2013 года близ села Ознобишино в Троицком округе Москвы водитель грузовика «КамАЗ», груженого щебнем, нарушил правила дорожного движения и на большой скорости врезался в рейсовый пассажирский автобус «ЛиАЗ-5256» автоколонны 1788 (Подольск), который следовал по маршруту № 1033 из Подольска в Жохово. От удара автобус, в котором находились более 60 пассажиров, развалился на две части.
Водителем грузовика оказался гражданин Армении Грачья Арутюнян. В ДТП он получил закрытый перелом локтя, ушибы и черепно-мозговую травму.
В августе 2014 года Троицкий суд Москвы признал водителя виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Грачья Арутюнян был приговорен к наказанию в виде лишения свободы сроком на шесть лет и девять месяцев в колонии общего режима.
В июле 2017 года Грачья Арутюнян был передан в Армению для дальнейшего отбывания наказания.
2014 год. Поезд сходит с рельсов в туннеле метро
15 июля 2014 года в 08:39 на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена три передних вагона электропоезда модели 81-740/741 «Русич», следовавшего на скорости 70 км/ч, столкнулись с тюбингом, поперечной стеной съезда, и сошли с рельсов.
В результате катастрофы 20 человек погибли на месте, еще четверо скончались в больнице. Пострадали 217 человек, из них 150 были госпитализированы. Было 40 человек в тяжёлом состоянии.
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту аварии по статье 263.1 п. 3 УК РФ («Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»).
По версии следствия, причиной катастрофы стала неправильная фиксация стрелочного механизма. К ответственности были привлечены: старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, директор по производству ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов и заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов.
8 ноября 2015 года Дорогомиловский суд Москвы признал всех обвиняемых виновными и назначил наказание Гордову в 6 лет колонии, Башкатову, Трофимову и Круглову — 5,5 года. Суд также взыскал с обвиняемых в общей сложности 15 млн рублей в пользу потерпевших.
2017 год. Рейсовый автобус въезжает в подземный переход
25 декабря 2017 года в 14:50 автобус маршрута Sk (станция метро «Славянский бульвар» — инновационный центр «Сколково»), находившийся на конечной остановке у станции метро «Славянский бульвар», неожиданно начал движение и въехал в подземный переход, сбив находившихся там людей.
Жертвами аварии стали четыре человека: двенадцатилетняя девочка, две женщины 53 и 38 лет, а также двадцатисемилетний мужчина. Пострадали 11 человек, трое находятся в тяжелом состоянии.
Следственный комитет РФ возбудил по факту ДТП уголовное дело по двум статьям УК РФ: ч. 2 ст. 238 и ст. 264 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).
Пятидесятивосьмилетний водитель Виктор Тихонов был задержан. По его словам, он хотел подвинуться, чтобы уступить место другому подъехавшему автобусу. Когда автобус начал движение, машина вышла из-под контроля и не остановилась, несмотря на все его усилия. По месту работы Тихонов характеризуется положительно и имеет многолетний стаж безаварийной езды.
Позднее представитель Главного следственного управления СК РФ по Москве Юлия Иванова сообщила, что водитель госпитализирован. «В настоящее время водитель автобуса госпитализирован в одну из городских больниц. Следователи приступят к проведению с ним следственных действий после соответствующего разрешения врачей», — приводит слова Ивановой ТАСС.
Группа ГАЗ, которой принадлежит Ликинский автобусный завод, собравший в 2016 году автобус ЛИАЗ-5292.60, ставший участником ДТП 25 декабря, распространила сообщение, в котором говорится, что версия о неисправности тормозной системы практически исключена.
Эксперты обратили внимание на то, что колеса автобуса в начале движения были резко вывернуты вправо, а сам он направлялся со значительным отклонением от маршрута следования.
В автобусах, один из которых оказался участником трагедии у станции «Славянский бульвар», устанавливается тормозная система производства Wabco или Knorr-Bremse, которая имеет два уровня резервирования при отказе: раздельные гидравлические контуры и пружинные аккумуляторы.
«Можно предположить, что с большой долей вероятности водителем не была задействована ни одна из перечисленных тормозных систем автобуса, не говоря о простой возможности торможения двигателем, в противном случае автобус бы гарантированно остановился», — говорится в сообщении группы ГАЗ.