Авиакомпании «вылетают» из кризиса. Когда рейсов за границу станет больше?

​Регуляторы авиаотрасли и представители авиапредприятий обсудили итоги ушедшего года и планы на будущее в ходе пленарных заседаний на 8-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS2021.

   
   

По мнению руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько, российская авиация успешно справилась с трудностями и начала выходить из кризиса.

«Всё познается в сравнении. За прошлый год российские авиакомпании перевезли 69,2 млн пассажиров. Этот уровень перевозки соответствует 2011 году. В 2012 году никто не говорил о необходимости мер государственной поддержки. Но мир за это время изменился, увеличился парк воздушных судов и расходы на персонал и лизинг. Наши авиакомпании и аэропорты приспособились к работе в таких условиях»,  сказал он.

Как авиаотрасль пережила пандемию?

Нерадько подчеркнул, что общая сумма мер государственной поддержки, оказанная в 2020 году аэропортам и авиакомпаниям, составила 106 млрд рублей, и более 31 млрд — это меры монетарной поддержки.

«Отрасль выстояла в 2020 году, и есть все предпосылки для будущего роста объемов перевозок, увеличения количества маршрутов и развития маршрутной сети на Дальнем Востоке»,  отметил он.

В настоящее время власти прорабатывают новый комплекс мер государственной поддержки.

«Финансовую устойчивость авиакомпаний, особенно это касается системообразующих предприятий, постоянно мониторит и Росавиация, и министерства. Для обеспечения стабильного функционирования отрасли указом подготовлены предложения по продлению тех мер поддержки, которые были организованны в 2020 году, на весь 2021 год. Там пять основных позиций. Сейчас они проходят согласование в Минфине и Минэкономразвитии, а после будут направлены в правительство на одобрение», — сказал заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик

   
   

Чтобы выйти из кризиса, многие авиакомпании оптимизировали внутренние расходы. Некоторые опробовали новые модели бизнеса и стали, например, перевозить в пассажирских кабинах различные грузы.

Несколько аэропортов не только сумели выстоять в тяжелый период, но и помогали нуждающимся. Так, международный аэропорт «Симферополь» им. И. К. Айвазовского выдавал продуктовые наборы пожилым и малоимущим крымчанам, а АО УК «Аэропорты регионов» бесплатно обеспечивал трехразовым питанием ветеранов и людей старше 65 лет, которые находились на самоизоляции. 

Что ждать пассажирам авиакомпаний?

По словам Александра Нерадько, степень восстановления перевозок гражданской авиации зависит прежде всего от уровня возобновления международных полетов. Вакцинация населения приведет к снижению риска заболеваемости в странах, и санитарные врачи станут уверенней разрешать открывать границы.

«Сейчас у нас восстановлено авиасообщение с 22 странами. Этот список примерно раз в неделю обновляется после заседания штаба Татьяны Голиковой, где взвешиваются риски и уровень заболеваемости, чтобы максимально обеспечить безопасность наших сограждан. Мы ожидаем, что в 2021 году количество внутренних перевозок превысит показатели 2019 года, а по международным составит примерно 60%, т. е. 30 млн пассажиров», — сказал Игорь Чалик.

Авиапредприятия давно готовы к новым полетам: они переоборудовали лайнеры новыми системами очистки воздуха. По расчетам ученых, вероятность заразиться в салоне самолета составляет 1 случай на 27 млн перевезенных пассажиров.

«Территория в гермокабине воздушного судна стерильней, чем воздух в операционной. Авиация не является источником распространения коронавирусной инфекции. Гораздо проще и легче заразиться в статической обстановке, потому что воздух в гермокабине очищается с использованием современных систем кондиционирования и различного рода фильтров и меняется каждые 5-7 минут в зависимости от типа воздушного судна»,  считает Александр Нерадько.

В рамках заседаний также обсуждалась возможность создавать низкобюджетные перевозки. Но авиакомпании пока не «зажглись» идеей лоукостеров.

«Чтобы существенным образом уменьшить цену авиабилетов, надо сделать низкой стоимость владения воздушным судном. На питании не сэкономить. Опыт лоукостеров, который мы изучали в Западной Европе, показывает, что нужны очень серьезные инвестиции в то, чтобы лоукостер “заработал”. Наши ведущие компании пока отказались от модели развития лоукостеров. Но уверен, как только после восстановления международного сообщения начнут расти объемы перевозок, мы обязательно вернемся к этой идее»,  считает Александр Нерадько.