Московское метро - зона повышенной опасности. Там могут ограбить и даже убить

На ст. м. «Комсомольская» Сокольнической линии из сумки умыкнули деньги и документы, в том числе паспорт и лицензию на оружие самообороны. Как выяснилось при общении с правоохранителями, сегодня для подземки эта ситуация чуть ли не норма. Беззащитны не только обычные пассажиры, но даже сами полицейские! И не спасают ни хвалёные камеры видеонаблюдения, ни прочая дорогая техника, которую закупили после последних терактов в подземке.

   
   

Техника бессильна перед человеком?

Мой случай можно назвать классическим. Когда в час пик толпа буквально заносила меня в вагон, чьи-то неласковые руки бесцеремонно обшаривали съехавшую на спину сумку. Почувствовав неладное, я обернулся, однако увидел лишь закрывающиеся перед носом двери. Находившийся на станции постовой совершенно не удивился и предложил для начала осмотреть все тёмные закутки в зале на предмет брошенных злоумышленником документов.

 

Фото russianlook.com

Я посетил отдел УВД в метрополитене. Адекватные и вежливые оперативники объяснили, что опыт и знания частенько бывают бессильны против дерз­кого криминала. «Почти у каждого нашего сотрудника что-то украли в подземке, - утешали полицейские. - Едешь усталый после дежурства, переодевшись в «гражданку». И вдруг понимаешь, что карманы вывернуты, а лопатник (кошелёк) исчез. Недавно один коллега потратил всю премию на новый навороченный смартфон. Так через день трубке «приделали ноги». Пока один вор отвлекал, спрашивая, как удобнее проехать на «Библиотеку им. Ленина», другой вытащил телефон».

В полиции выяснилось, что изловить карманников крайне трудно. Запомнить в сутолоке конкретные лица окружающих практически невозможно. А значит, и опознать своего обидчика не удастся. Так же, как и почувствовать в давке и толкотне момент, когда «плохо лежащие» вещи сменяют владельца. Новейшие технологии также не спасают от старого как мир воровства. Хвалёные камеры видеонаблюдения (коих в метрополитене насчитывается более 4 тысяч!) и прочее оборудование, на которое, по официальным заявлениям, уже потрачены сотни миллионов рублей, часто ничем не помогают потерпевшим. Большинство устройств, смонтированных на станциях, дают картинку настолько отвратительного качества, что и себя самого человек может узнать лишь по одёжке.

В вагонах, некоторые из которых также оборудованы системами видеонаблюдения, в час пик разглядеть что-то, кроме голов, колыхающихся в такт движению, вряд ли получится. Кроме того, вычислить, в каком именно составе ехала жертва криминала, обычно не представляется возможным. Ведь, не зная точного времени посадки, определить место преступления затруднительно. В вагонах нового образца стоит по 4 камеры. На то, чтобы отсмотреть запись каждой из них, потребуется очень много времени. Съёмка может быть полезной лишь в случаях, когда в вечернее и ночное время воры обирают подвыпивших или уснувших пассажиров. По словам полицейских, реально доказать вину злоумышленника можно лишь в случаях, когда при задержании у него «на кармане» обнаруживаются личные вещи обворованного. Поэтому преступники и стараются как можно быстрее выбросить всё, что может помочь опознанию.

Криминальные станции

«Точного числа преступлений, совершаемых в метрополитене, не знает никто, - заявил Андрей С., оперативник столичной полиции. - Подавляющее число «терпил» (потерпевших) вообще не идут в правоохранительные органы, если у них не пропали важные документы. Ну а те, кто всё же обращается, в итоге оформляют не кражу, а утерю. Ведь в случае возбуждения уголовного дела их будут таскать к следователям и опрашивать, что занимает массу времени. И всё это практически без надежды вернуть пропавшее.

   
   

В итоге официальная статистика говорит о десятках нарушений закона, совершаемых в метро ежедневно. Тогда как в реальности их сотни.

Наиболее распространены карманные кражи. Как правило, их совершают либо рецидивисты, не раз отсидевшие в местах лишения свободы и специализирующиеся именно на таких делах, либо приезжие, вставшие на скользкий путь сравнительно недавно. На втором месте вооружённые разбои и грабежи. У людей сдёргивают с плеч сумки, выхватывают телефоны, ноутбуки. Есть и узкие специалисты, такие как каста «отряхал». Эти злодеи под предлогом оказания помощи отряхивают выбранную мишень, виртуозно очищая её карманы. Кстати, в холодное время года возрастают эти случаи воровства. Когда на человеке много вещей, ему в толчее сложнее почувствовать тактильный контакт. С каждым годом увеличивается количество происшествий со стрельбой из травматических пистолетов, поножовщиной и драками, вспыхивающими без серьёзных поводов. Эксперты уверены, что наиболее криминализированы привокзальные станции Кольцевой линии: «Комсомольская», «Киевская», «Павелецкая», «Курская». Но опасаться за имущество и здоровье стоит и на «Проспекте Мира», «Новослободской» и т. д. Также попасть в неприятности легче на конечных, к примеру, на «Выхино», где в час пик зашкаливает пассажиропоток. Чем меньше народу, тем реже происходят ЧП. 

Стражи порядка советуют перед спуском в подземку убирать ценные вещи в закрывающиеся внутренние карманы, тщательно следить за сумками и вообще быть настороже к находящимся рядом неизвестным. Как правило, преступники стараются не связываться с людьми, внимательно оглядывающимися вокруг.

Мои же злоключения в итоге закончились нечаянной радостью. Обойдя все полицейские пункты на Сокольнической ветке, я отыскал паспорт, который принёс служителям закона неизвестный гражданин. По поводу другого документа полицейские рекомендовали обратиться в стол находок Московского метрополитена по тел. (499) 978-46-24. Однако чуда не случилось: лицензия на оружие (как и деньги), видимо, утрачена навсегда.

Но по-настоящему меня печалит другое: вместо того чтобы стараться обезопасить нас от криминала, чиновники обогащаются на закупках дорогой, но бесполезной аппаратуры, а правоохранители сражаются за отчётность. Вспоминается, как рапортовали о современной системе безопасности спускавшемуся в подземку после терактов президенту Д. Медведеву. Ему показали системы проверки подозрительных вещей и людей за 26 млн руб. Но на практике никакой пользы от подобных приборов нет, поскольку в повседневной жизни их почти не используют. Не пора ли начать? Или подождём очередного теракта, если ежедневные кражи и криминал никого не смущают?

Фотогалерея: «Черное метро»: что происходит на станции «Комсомольская»?