Геополитика против топонимики: МИД РФ недоволен названием станции метро

Непростые взаимоотношения России с соседями неожиданно сказались на судьбе метрополитена. МИД России выступил против того, чтобы одна из новых станций петербургского метрополитена называлась «Бухарестской».«Румыния – это государство, которое нельзя назвать дружественным, а отношения с ним находятся в застое», – говорится в письме, которое МИД РФ направило в Смольный. Кроме того, в нём отмечается, что Румыния поддерживает НАТО.

   
   

Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга пока бунтует и настаивает, что название «Бухарестская» никакой угрозы интересам России на внутренней и внешней арене не несёт.

Между тем, пока в Северной столице только собираются назвать станцию именем стольного града «недружественной» державы, в Москве это уже произошло.

Мало того, некоторые из станций находятся в непосредственной близости от Смоленской площади, где базируются бдительные сотрудники МИД РФ.

Станция «Рижская»

Когда советские метростроевцы  1 мая 1958 года открывали новую станцию, названную в честь столицы Латвийской ССР и спроектированную латвийскими архитекторами А. Рейнфельдсом и В. Апситисом, они не предполагали, какая геополитическая реальность сложится к началу XXI века. Правда, ещё раньше в этом месте расположился Рижский вокзал.

 

Станция м. Рижская, фото РИА Новости

Но как бы там ни было, сегодня реальность такова: Латвия – страна недружественная, где маршируют ветераны СС, а с 2004 года – и вовсе член НАТО. И наличие подобной станции ничем не лучше «Бухарестской» в Питере.

   
   

Станция «Варшавская»

Когда эту станцию только проектировали, видимо, заподозрили неладное. Во всяком случае, в проектных документах она называлась «Коломенское». Но дружба с Польской народной республикой и Варшавское шоссе поблизости  повлияли – 11 августа 1969 года станция была открыта под именем столицы тогда ещё дружественного государства. Мало того, станция была украшена коваными изображениями Варшавы.

Сегодня Польша также состоит в Североатлантическом блоке.  Она там обосновалась с 1999 года.

Станция «Пражская»

Открывая 6 ноября 1985 года эту станцию, метростроевцы руководствовались самыми лучшими, дружескими чувствами. При том, что нелюбовь чехов к СССР со времён подавления Пражского мятежа 1968 года была известна. Однако социалистический блок ещё не распался, дружбу народов никто не отменял, и станция была построена в стиле столицы тогда ещё Чехословакии. Причём к строительству были привлечены чешские архитекторы и инженеры. А одновременно в Праге московские строители и инженеры строили станцию «Московская».

Однако чехи оказались непримиримее – уже в 1990 году «Московской» в Праге не стало, её переименовали в «Ангел».

Чехия же, отринув социалистическое прошлое и дружбу с СССР, с 1999 года тоже состоит в НАТО.

Станция «Братиславская»

159-я станция московского метрополитена изначально должна была называться «Краснодонская». Однако вмешался мэр Юрий Лужков – улицу в новом микрорайоне Марьинский парк назвали в честь российско-словацкой дружбы – Братиславской. Вслед за этим в декабре 1996 года стала «Братиславской» и станция метро. Станция украшена изображениями столицы Словакии.

 

Станция м. Братиславская, фото РИА Новости

Все эти замечательные моменты перевешивает один-единственный факт – Словакия с 2004 года также является членом НАТО.

Станция «Римская»

Пожалуй, из всего вышеприведённого списка столица Италии вызывает меньше всего претензий. Адриано Челентано и Тото Кутуньо, прочие деятели культуры искусства с Аппенин в Советском Союзе идеологическими врагами никогда не воспринимались. В проекте станции, открытой в 1995 году, значились два варианта названий – «Серп и молот» и «Рим». «Серп и молот» – в честь расположенного поблизости столичного завода. Но выбор был сделан в пользу итальянцев, два из которых – архитекторы Д. Имбриги и А. Куатроччи – принимали участие в проектировании станции.

Несмотря на то, что недавний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони был дружен с Владимиром Путиным, а симпатии к итальянцам в нашем обществе сильны, есть один факт, который не позволяет терять бдительности – Италия является членом НАТО аж с 4 апреля 1949 года, то есть с момента основания Североатлантического альянса.

Таким образом, изучение только карты Московского метрополитена подарило нам целых 5 станций, которые попадают под те же характеристики, что и станция «Бухарестская» в Петербурге. Стоит ли ждать их переименования в связи с текущим международным положением, покажет время.

Смотрите также: