Всех в одну упряжку. Когда маршрутки станут возить льготников?

Частных перевозчиков мотивируют на покупку новых микроавтобусов. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

По данным столичного Д­епартамента транспорта, част­ные перевозчики обслуживают 0,51 млрд человек в год - это около 10% от всего пассажиропотока в городе. В то же время, как показал недавний опрос исследовательского центра «Ромир», 67% пассажиров коммерческих маршруток не удовлетворены их работой.

   
   

Что не нравится москвичам? 79% опрошенных назвали езду в маршрутках небезопасной, 61% отметили, что частные микроавтобусы не приспособлены для перевозки инвалидов и не подходят льготникам. На отсут­ствие комфорта посетовали 59% москвичей, а 52% недовольны высокой стоимостью проезда. Дейст­вительно, в городских авто­бусах он обходится в среднем в 20-21  руб., а частники берут 35-40 руб.

О чём мечтает пассажир?

Вместе с тем исследование показало, что транспорт, принадлежащий городу, пользуется куда большим уважением у пассажиров: 86% считают его без­опасным и комфортным. 70% опрошенных высказались за реформы в системе маршрутных перевозок.

Чего же хотят москвичи? 77% уверены, что необходимо ввести льготный проезд в маршрутках для пенсионеров, ветеранов, школьников и других категорий, которым это положено по закону. 80% выступают за единые тарифы и введение универсальной платёжной карты для всех видов общественного транспорта. Выходит, что маршруткам в том виде, в котором они сейчас есть, в городе не место?

«Москва не планирует отказываться от услуг частных перевозчиков. Мы взяли за основу реформирования принцип сотрудничества города с частниками, - комментирует

Дмитрий Пронин, замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. - Примеры есть в мировой практике. Единая модель управления наземным транспортом сейчас работает в Берлине, Вене, Будапеште и других крупных городах. Сингапур тоже переходит на эту систему. Так, в Будапеште 17% маршрутов обслуживают частные перевозчики, в Вене - 30%, в Берлине - 8%. В упомянутых городах разработаны общая маршрутная сеть и единое тарифное меню, обязательные для всех требования по безопасности движения и качеству обслуживания пассажиров. Жители этих городов довольны».

Как собираются подводить наших частников под единые стандарты?

«Перевозчики станут переходить на работу по госконтрактам, в соответствии с которыми возьмут на себя обслуживание опре­делённых маршрутов, - поясняет «АиФ» Сергей Смирнов, замначальника Управления развития транспортных коммуникаций столичного Департамента транспорта. - И в рамках выполнения обязательств будут заинтересованы в повышении качества обслуживания и контроле оплаты проезда. Почему? Так город станет им частично возмещать расходы и выплачивать вознаграждение за перевезённых пассажиров. О каких суммах идёт речь? Примерно о 30% от цены контракта, который заключается на 5 лет, что в наши непростые времена служит гарантией стабильности частного бизнеса».

Когда зафиксируют цены? 

Уже с августа 2015 г. получившие госконтракт перевозчики начнут предоставлять льготы на проезд всем, кому они положены. «На большинстве маршрутов также будут сокращены интервалы движения. Это станет возможным за счёт полного исключения дублирования и эффективного перераспределения автобусов по пути следования, - продолжает С. Смирнов. - Среди требований госконтракта - материальная ответственность за соблюдение графика перевозок, замена старых маршруток новыми машинами с комфортным салоном, системами отопления и кондиционирования, электронными информационными табло и приспособлениями для инвалидов. Изменения к лучшему увидят все жители столицы».

   
   

А как быть с ценой за проезд - реально ли её сделать одинаковой на всех маршрутах? «Если мы говорим о частных перевозчиках, работающих вне госконтракта, то установить одну цену на все маршруты трудно, - комментирует

Норайр Блудян, исполнительный директор «Транспортной ассоциации московской агломерации». - Если же речь о тех, кто заключил договоры, то такая ситуация возможна: город утверждает взвешенную цену за поездку и возмещает перевозчику расходы, связанные, например, с проездом льготников. 

Модель, которую разработали и начинают внедрять транспортные ведомства столицы, предполагает, что получившие госконтракт перевозчики будут работать по единому городскому билетному меню и пассажиры смогут расплачиваться в маршрутке привычными картами (Тройка, Единый, ТАТ, 90 минут)». Никакой разницы в работе частных и городских перевозчиков скоро не будет.