Удачной пересадки! Когда автобус и трамвай заменят «Бентли»?

Один из первых суперсовременных ТПУ уже открылся у ст. м. «Планерная» - здесь под одной крышей объединены платформа для посадки пассажиров на автобусы и троллейбусы, торговые галереи, кафе, паркинг. И скоро так будет повсеместно! © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Мировая практика градостроительства показывает: развитие современных мегаполисов просто немыслимо без хорошо развитой сети общественного транспорта, разные виды и маршруты которого крепко связаны между собой и работают слаженно, как механизм гигантских часов. И если раньше в европейских городах электрички, трамваи, метро, троллейбусы, автобусы суще­ствовали как бы сами по себе, то теперь урбанисты разных стран решают одну и ту же проблему: как весь имеющийся транспортный арсенал превратить в единую систему, главная задача которой - перемещать пассажиров в нужные им точки города с максимальным комфортом и скоростью.    
   

Всё под одной крышей

И универсальное решение есть: строить как можно больше транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Это относительно новая, но очень популярная инженерная находка, когда на пересечении маршрутов нескольких видов транспорта возводят большое здание, где для пассажиров есть всё - удобные переходы и залы ожидания, магазины и кафе, паркинги и многое другое. Для того чтобы пересесть с электрички на автобус или вызвать такси, не нужно идти с одной остановки на другую: всё, что движется, само приедет в ТПУ.

«Современный транспорт - неотъемлемая составляющая высоких стандартов уровня жизни, залог инвестиционной привлекательности и реализации интересных бизнес-проектов, а также туристической активности людей и экологического благополучия городов», - уверен Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России.

По всему миру строят новые ТПУ, а также переделывают под актуальные запросы времени старые вокзалы. Суперсовременным, например, может похвастать Берлин. В 2006 г. здесь был открыт самый крупный железнодорожный вокзал Европы - Berlin Hauptbahnhof. Здание с прозрачной крышей и стенами - детище архитектора Майнхарда фон Геркана, прославившегося сложными инженерными решениями при реконструкции аэропортов и вокзалов в разных городах Европы и Азии.

А пересадочный узел Waterfront Station в Ванкувере развивается уже более 100 лет. Его «прародительницей» стала обычная железнодорожная станция, построенная на этом месте ещё в 1914-м. Сегодня же сюда приходят несколько веток лёгкого метро, с которых можно пересесть на пригородные электрички и автобусы. Рядом - вертолётная площадка и причал пассажирских паромов. 

Столица задаёт стандарты

В России, где насчитывается около 600 железнодорожных вокзалов и станций, более 300 станций метро, почти 400 автовокзалов, моду на ТПУ задаёт Москва. До 2020 г. в российской столице планируют построить 255 ТПУ (166 - у существующих станций метрополитена и железной дороги, 31 - у остановочных пунктов Малого кольца Московской железной дороги, 58 - у строящихся станций подземки). Новая система пересадок позволит миллиар­дам пассажиров максимально экономить своё время, выбирая оптимальные маршруты, а также оставлять личные автомобили на перехватывающих парковках и ехать по делам на метро или городских электричках, забыв о пробках в часы пик. Прямо сейчас в разработке находится несколько десятков узлов в разных уголках города.

Стоит отметить, что проекты планировки ТПУ обязательно проходят в столице публичные слушания. Чего ждут люди от инженеров и строителей?

   
   

«При наших погодных условиях главное, чтобы пассажиры абсолютно всех пересадочных узлов никогда не мёрзли на улице и не попадали при пересадке под дождь. Ещё важно, чтобы было меньше ступенек и больше лифтов. Инвалиды, пожилые, пассажиры с детьми да и просто люди с тяжёлым багажом скажут властям за это спасибо. Вообще в идеале пересадка с одного вида транспорта или маршрута на другой должна занимать минимум времени, как, например, на ст. м. «Китай-город», где, для того чтобы перебраться с одной ветки на другую, нужно просто перейти платформу», - комментирует

Александр Морозов, сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт». 

Кстати, общий объём инвестиций в строительство транспортно-пересадочных узлов в Москве оценивается в 300 млр­д руб.  - такова цена нашего времени, которую готовы потратить власти российской столицы, чтобы мы смогли ежедневно экономить время в пути.


Транспортные узлы с изюминкой

Самый спортивный

ТПУ «Лужники», Москва (Россия)

Его должны открыть к чемпионату мира по футболу, который пройдёт в нашей стране в 2018 г. Предполагается, что новый узел площадью в 3,5 га рядом со стадионом на 42 тыс. зрительских мест будет оценён по достоинству не только спортивными болельщиками, но и местными жителями, ведь он свяжет метро, Малое кольцо железной дороги и маршруты наземного транспорта. Отправиться в путь отсюда можно будет и на велосипеде по специально созданным дорожкам.

Самый глубокий

Камппи, Хельсинки (Финляндия)

Этот гибрид торгового центра и ТПУ открыли в 2006‑м. На 5 этажах здесь расположено более 150 магазинов, отделения банков, турагентства, десятки кафе и ресторанов. А внизу, в подземелье, станция метро, терминал междугородных автобусов и переход к железнодорожному вокзалу. Кроме того, к услугам посетителей подземный паркинг и комфортные залы ожидания, которые работают с коротким перерывом (с 2.30 до 5.00). Но в это время скучать не придётся, потому что в Камппи есть ещё и ночной клуб!

Самый скоростной

Синогава, Токио (Япония)

С вокзала Синогава можно умчаться в любую точку Страны восходящего солнца с неимоверной скоростью. А всё потому, что японцы давно пересели на синкансэны, прозванные в народе «поезда-пули». Они прибывают на вокзал примерно каждые 5 минут. Кроме того, в один узел здесь сплетено несколько линий городских электричек и веток метро, а ещё курсирует аэроэкспресс. Однако Синогава - не только пространство для транспорта. Здесь есть торговый центр, рестораны и даже поликлиника.