Смотреть на пробки свысока. Когда воздушный транспорт станет общедоступным

Во многих мегаполисах мира аэротакси уже давно стало привычным. За рубежом никого не удивляет стрекочущий над городом вертолёт или личный самолёт у кого-то в гараже. Появится ли в столице полноценное воздушное такси? Сколько будет стоить полёт до дачи? Сможет ли молодёжь приобщиться к профессии лётчика?

   
   

По земле или по воздуху?

Долгое время российское законодательство в отношении малой авиации было крайне суровым. До 2010 года для того, чтобы совершить полёт, необходимо было за несколько дней или даже недель согласовывать маршрут с диспетчерской службой, что лишало авиацию общего назначения главного достоинства — мобильности. Сегодня пилоту достаточно просто уведомить диспетчера о том, что планируется вылет. Также в 2010 году была введена система классификации воздушного пространства. Малой авиации был присвоен класс G. Максимальная высота полёта воздушных средств в этом классе варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в районах Восточной Сибири.

Однако летать сегодня можно не везде. До сих пор остаётся закрытым воздушное пространство над военными объектами, которых в Подмосковье очень много. Над территорией столицы разрешены полёты только авиации специального назначения: медицинским, пожарным, правительственным, полицейским вертолётам и самолётам и авиации МЧС.

Ещё одна проблема отечественной малой авиации долгое время была связана с нехваткой качественной техники и наземной инфраструктуры. Российская техника, оставшаяся с советских времён, пришла в негодность, а новые модели российских самолётов и особенно вертолётов по разным причинам не могли на равных конкурировать с зарубежными. Наибольшее распространение получили самолёты Cessna и вертолёты Robinson, Augusta, Bell, Eurocopter. Но просто приобрести вертолёт недостаточно: необходимо место, где он будет обслуживаться и храниться, проходить техобслуживание и ремонт, откуда он будет взлетать и куда будет садиться.

Сегодня наибольшее распространение получили вертолёты, которые не требуют для посадки подготовленных взлётно-посадочных полос, а значит, могут базироваться в непосредственной близости от города. Развитие таких площадок началось относительно недавно. В данный момент существует 3 места базирования вертолётов московской области: «Хелипорт» на территории выставочного центра «Крокус Экспо», вертолётные центры в Реутове и бизнес-парке «Гринвуд». 4 марта компания «Аэросоюз» заявила о создании 10 вертолётных центров в Подмосковье, которые будут построены в течение 5 лет. Помимо этого, планируется создание 15 вертолётных площадок на проектируемом ЦКАД, а также 25 вертолётных центров вблизи крупных населённых пунктов и туристических объектов Подмосковья.

Догнать Европу в воздухе

По мнению экспертов, для того чтобы вертолётное сообщение стало доступным для большинства граждан, необходима помощь государства. Эта помощь может выражаться не в качестве субсидий, а в налоговых послаблениях при покупке земли, снижении пошлин на ввоз в страну иностранной авиатехники.

«В Нью-Йорке часто проще добраться до нужного места на вертолёте, чем вызывать такси», — заметил зампред Комиссии при Президенте РФ по развитию гражданской авиации Максим Кавджарадзе. Он напомнил, что даже в кризисный 2010 год авиация общего назначения в США и Европе перевезла миллионы людей, а в России эти цифры на порядок ниже. «Окупаемость вертолётного центра сегодня довольно долгосрочная и составляет 4–7 лет», — рассказал Александр Климчук, президент компании «Аэросоюз». По его словам, вертолётные площадки могут способствовать развитию деловой активности в регионе, повышению престижа объектов коммерческой недвижимости, привлечению в авиацию молодёжи.

   
   

«Если государство пойдёт на послабления налоговой политики в отношении малой авиации, она сможет сослужить хорошую службу обществу, — подчеркнул Леонид Якубович, телеведущий и пропагандист малой авиации. — Частные авиаклубы смогут взять на себя воспитание молодых пилотов, патрулирование местности и другие функции».

Небесный счётчик

Мировой опыт говорит о том, что аэротакси востребовано в крупных городах. Большое количество вертолётов летает в Сан-Паулу, Нью-Йорке, Токио. За рубежом аэротакси пользуются состоятельные люди, готовые переплатить, лишь бы не стоять в многочасовых пробках, и туристы, желающие осмотреть город с высоты птичьего полёта.

Впервые идея создания аэротакси в Москве появилась в 2006 году, но бывший мэр столицы Юрий Лужков отказался от этой затеи. Во-первых, сложная система уведомления полётов делала трудной организацию вертолётного сообщения, а во-вторых, малое количество площадок и почти полное отсутствие инфраструктуры увеличивало цену полёта. Но постепенно ситуация изменилась. Стоимость лётного часа вертолёта сегодня составляет около 20 тысяч рублей. То есть 20-минутный полёт в 4-местном вертолёте будет стоить каждому пассажиру около полутора – двух тысяч рублей. За эти деньги можно было бы добраться из центра Москвы до загородной резиденции, что для многих состоятельных людей является вполне приемлемым. Развитию в Москве аэротакси препятствует запрет полётов над городом и над военными объектами в области, малое количество вертолётных площадок внутри МКАД и плохо проработанная нормативная база в отношении их установки.

Сегодня единственное аэротакси в московском регионе существует в международном выставочном центре «Крокус Экспо». Главные маршруты проходят над МКАД в направлении международных аэропортов «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево». Существуют и регулярные маршруты на озеро Селигер.