Шутки в сторону. Радиохулиганы заставили МЧС искать несуществующий Ан-26

© / Илья Питалев / РИА Новости

Ложными звонками о пожарах школьники и не самые умные взрослые баловались ещё в советский период. С наступлением новых времён подобного рода шутки стали жёстче — в них стали фигурировать сообщения о заложенных в людных местах взрывных устройствах, а также о захваченных террористами самолётах.

   
   

Периодически телефонных хулиганов ловили и подвергали наказанию, однако полностью покончить с этим явлением никак не удаётся.

SOS из тундры

Однако хулиганы, поднявшие на ноги силы регионального управления МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу, действовали по оригинальному сценарию. Для своей «шутки» они использовали не телефон, а радио.

7 ноября в 16:26 по московскому времени на сайте МЧС по ЯНАО появилось сообщение об аварийной посадке самолёта в тайге.

Согласно этим данным, самолёт Ан-26 с 22 пассажирами и 4 членами экипажа совершил аварийную посадку в Надымском районе, примерно в 90–100 километрах от Надыма. Сразу после посадки связь с экипажем прервалась. Информации о погибших и пострадавших не было.

Новость о происшествии стремительно распространили российские СМИ, однако дальше события приобрели неожиданный оборот.

   
   

Источники в Росавиации сообщали, что никакой посадки Ан-26 быть не может, ибо самолёта с такими бортовыми номерами попросту нет в природе. Источник в силовых структурах сообщал более развёрнутую информацию: сведений о пассажирах и экипаже нет, разрешения на вылет пилот не запрашивал, маршрут полёта неизвестен, а сам самолёт, якобы совершивший вынужденную посадку, не числится в реестре судов малой авиации.

Хулиганы, а не пираты?

Тем не менее официального опровержения возможной аварийной посадки не было. Более того, в районе предполагаемого бедствия была выслана спасательная партия, которая добралась до указанного места 8 ноября. Преодолев почти 100 километров по тундре, специалисты МЧС убедились — никакого самолёта и, соответственно, потерпевших не было в природе.

После этого к делу подключилась Уральская транспортная прокуратура, которая занялась установлением всех обстоятельств происшедшего.

Стало известно, что сигнал об аварии поступил в радиобюро тюменского аэропорта «Рощино» от неизвестных лиц, которые вышли в эфир на частоте, предназначенной  для сообщений о чрезвычайных происшествиях. В МЧС назвали происшедшее из ряда вон выходящим случаем.

Интересно, что так называемые радиопираты довольно болезненно отнеслись к данному происшествию. В этой среде существует свой неофициальный «кодекс чести», согласно которому любой радиообмен на аварийных чистотах, а тем более, ложное сообщение об аварии, считается делом постыдным и бесчестным.

Классические радиопираты нередко вклиниваются в эфир официальных радиостанций, ставя свои музыкальные композиции, иногда делая свои краткие заявления. Порой речь идёт просто о незарегистрированных радиолюбителях, которые общаются между собой, не ограничивая себя строгими рамками официального международного радиолюбительства.

Весной 2013 года полиция задержала двух радиопиратов в Астраханской области, которые своё увлечение сумели обратить в прибыли. Предприимчивые «джентльмены радиоудачи» вклинивались в эфир одной из волгоградских радиостанций, вещание которой покрывает часть районов Астраханской области, и размещали на её волнах рекламные ролики местных предпринимателей. Успешный бизнес был пресечён вмешательством правоохранительных органов.

Ни ума, ни совести, ни чести

Если говорить о наказании, предусмотренном для радиопиратов, то за их деятельность им грозит штраф в виде тысячи рублей с конфискацией аппаратуры. Более серьёзная ответственность возможна лишь в том случае, если действия данных лиц повлекли за собой серьёзный материальный ущерб.

Можно ли считать таковым материальные и человеческие ресурсы, потраченные на бесплодный и, как выясняется, бессмысленный рейд по тундре — большой вопрос.

Надо заметить, кстати, что так называемый «кодекс чести» радиопиратов для многих — вещь довольно эфемерная. Например, главный аэропорт Израиля — «Бен-Гурион» — довольно часто вынужден переносить рейсы из-за помех, которые устраивают в эфире радиопираты. Интересно, что в этом вопросе существует интернационал — хулиганят как израильские, так и палестинские радиолюбители.

Умельцы из России некоторое время назад досаждали британским авиадиспетчерам, выходя в эфир на их волнах и… рассказывая непристойные анекдоты.

Бывают ситуации и гораздо серьёзнее — зафиксированы случаи, когда радиохулиганы пытались сбить самолёт с курса, выдавая пилотам неверные сведения. По счастью, опытным авиаторам и диспетчерам удавалось вовремя справиться с подобными «диверсиями». Хотя каждый такой случай потенциально может завершиться авиакатастрофой.

На сей раз, к счастью, авария оказалась мнимой. Но вот хочется надеяться, наказание для «шутников» будет самым настоящим и достаточно серьёзным. Потому что люди, освоившие радиотехнику, должны понимать, что есть вещи, с которыми не шутят.