Его представлять не нужно, перечислять романы, награды, премии - бессмысленно. «Солженицын был критерием нашей жизни, он был нашим Гомером», - сказал в интервью РИА «Новости» Юрий Любимов. Западные СМИ назвали Солженицына «совестью нации». Президенты многих стран направили свои соболезнования семье и близким писателя. Однако высказывания блогеров, как и всего российского общества, по поводу смерти лауреата Нобелевской премии, автора бессмертного романа «Архипелаг ГУЛАГ» разделились.
Некоторые посты в блогосфере неуместно цитировать хотя бы из уважения не только к личности покойного, но и из уважения к трагедии его семьи. Но, увы, таких злобных, злорадствующих, похабных сообщений в виртуальном пространстве немало. «Умер кумир совков… Он был безусловно талантливый писатель и гениальный тактик. Спрятавшись от фронта в ГУЛАГе, он изобразил свой маневр как политическую жертвенность и невероятные страдания. Неплохо в этом самом ГУЛАГе устроившись, он вымазал его фантастической грязью по самые уши…. Таланты, заслуживавшие куда лучшего применения. Но гений и злодейство, увы, вполне совместимы...» (lazy__rat). «О мертвых - или хорошо, или ничего. Поэтому я молчу. Долго и многозначительно». (mazar2824). И, наконец, - «многие теперешние соотечественники Солженицына, родившиеся уже после того, как были написаны «ГУЛАГ» и «В круге первом», мечтают о возвращении Сталина, Советского Союза и ГУЛАГа» (profi). Действительно, многие. Ностальгия молодежи по временам СССР – интересный феномен нашей жизни.
Трагедия Александра Солженицына – трагедия нашей истории. Его судьба, творчество целиком отразили разрыв связи времени тоталитарной эпохи Сталина и советского потребительского общества времен Леонида Брежнева. Между защитниками империи СССР и сторонниками новой России. Человек, посвятивший всю свою жизнь борьбе с тоталитарным режимом, был принят с прохладцей на родине и в последние годы существования Союза, и в 90-е годы новейшей истории. «Я одного понять не могу, если вас столько, диссидентов, че ж советская власть так долго существовала-то? И еще. Спорить могу на большие деньги, что из той тысячи, кто уже сейчас накропал Солженицыну некролог в жежешечке, 80% так и не выбрались за пределы школьной программы в прочтении его произведений» (bor1).
О творчестве Солженицына можно говорить много. Да нужно ли это сейчас? Он сам, вся его жизнь от первого и до последнего дня была той самой советской, постсоветской, российской историей. И никогда еще в современной России смерть писателя, публициста, Человека не воплощала так все изломы и надрывы прошлого века нашей жизни. «Правда, в отличие от брызгающих там слюной подростков, о Солженицыне - плохо ли, хорошо ли - помнить будут долго, ибо сделал за жизнь немало, каких бы взглядов ни придерживался в конце жизни» (vjn). «Почти физическое ощущение - уже окончательно уходит прежняя эпоха. Та, которая началась еще в Советском Союзе и продолжилась девяностыми. И он - последний значимый, большой человек оттуда. Он жил вместе со временем, он менялся и помогал меняться и времени» (elena_demidova).
Он действительно прожил счастливую жизнь, которой завидовать могут многие, и други, и недруги. И уж точно, многие втайне захотят отдать все что угодно, но только бы вместо него предстать пред Всевышним. Да хотя бы и так: «Когда он придёт в гости к Богу, в передней у него случится яростный спор со Львом Толстым. Солженицын будет кричать, что должен пройти первым, так как он Лев Толстой, а Толстой станет возражать, что первым пройдёт он, так как является духовным вожатым по имени Солженицын. И долго так они будут кричать и вцепятся в бороды друг другу. Апостол Пётр будет тихо хихикать, и тот, к кому они, собственно, и пришли на чашку чая, притащив с собой библиотеки своих трудов, тоже будет смеяться, а потом тихо промолвит: «Экие вы оба путаники, господа из России» (volchanie).
И как бы ни злорадствовали недруги, как бы ни клеймили и травили писателя, для многих он был и остался человеком, рядом с которым и вместе с которым можно жить, мыслить, падать, подниматься…. «Если верить Довлатову, был такой диалог Рихтера и Фурцевой:
- Представляете, у Ростроповича на даче живёт этот ужасный Солженицын!
- Безобразие! У них же тесно! Вы ему скажите, пусть у меня поживёт»
(icy-underground).
Правда, оценить иронию Сергея Довлатова смогут только те, кто хорошо помнит «железную леди» ЦК КПСС Екатерину Фурцеву. «Сказал дочке – «умер Солженицын» - «А это кто?» - пришлось напоминать. Он для нее персонаж уже совсем не актуальный. Вот Терри Пратчет или Филип Пулман - актуальные писатели, а А.И. - пыльная фигура из папиных сказок о «страшных большевиках» (davlatov).
Если слова скорби для кого-то неуместны, то научитесь молчать. Да и что теперь говорить, друзья, - говорите что хотите о смерти Александра Исаевича Солженицына, но только не злословьте. Масштаб у вас не тот и другим, увы, никогда не станет. «Это был один из тех людей, которые на старости лет могли сказать любую глупость (и сказывал) и всё равно оставались уважаемыми и великими за сделанное ранее» (lenta-nsk). Неважно, читали вы все его произведения или нет. Разделяете ли вы его взгляды. Был ли он вашим кумиром. Моим – нет, не был. Да и для всего моего семидесятого поколения, особенно вдали от столиц, уже не был кумиром. Но помолчите минуту, поклонитесь ему, как всей жизни нашей, жизни и дедов, и отцов, и советской, и российской. Помолчите.
«Умер Александр Солженицын. Эпоха завершилась. Последний Титан ушел. Других нет, и пока не предвидится. Может, оно и к лучшему...» (der_scholar)
*Автор делает еженедельные обзоры блогосферы для сайта AIF.RU
Смотрите также:
- Писатель Алексей Варламов: «В прошлое нельзя кидаться грязью» →
- Помянуть недобрым словом →
- Без Солженицына →