Петербургский таксидермист Павел Глазков готовит в городе на Неве необычную выставку об интимной жизни животных. Специалист создал 25 пар чучел спаривающихся зверей, которые водятся в лесах Ленинградской области. Мастер уверен, что выставка выполнит просветительскую миссию и поможет посетителям лучше узнать окружающую природу. Глазкова поддержал даже Зоологический институт РАН, однако зоозащитники выступили категорически против выставления подобных чучел напоказ, назвав выставку извращением. За несколько недель до открытия экспозиции в центре Петербурга корреспондент АиФ.ru побывал в мастерской Павла Глазкова и выяснил, как и для чего таксидермист делает чучела в процессе спаривания.
Больше, чем просто чучело
Петербуржец Павел Глазков вырос в семье охотника и уже с детства начал заниматься таксидермией — изготовлением чучел животных. После окончания факультета биологии в университете Павел освоил таксидермию на профессиональном уровне и занимается ей уже 20 лет. После нескольких лет создания чучел для школ, различных кружков и для частных заказов мастер решил сделать что-то поинтереснее. У таксидермиста появилась идея сделать чучела животных в интересном и эмоциональном действии — в процессе спаривания. «Ещё во время учёбы в университете я зафиксировал в голове, что момент размножения животных, о котором рассказывали на лекциях, яркий, красочный и любопытный, — вспоминает Павел. — Я вернулся к этому вопросу спустя годы. 10 лет назад, с конца 2005 года, я начал собирать материалы. У меня сформировалась идея создания выставки, в которую войдут показ брачного поведения животных, сама близость и этап материнства».
По задумке Павла, выставка под названием «Интимная жизнь животных» будет состоять из рисунков художников-анималистов и фотографий на тему материнства у зверей, а также из чучел спаривающихся животных, которые бы смогли наглядно показать интимный процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Приступить к работе Глазкову мешали непрекращающиеся частные заказы, но наконец два года назад таксидермист собрался с мыслями и сделал первую пару животных. «Первый шаг — самый сложный, — уверен Павел. — Когда я начал детально интересоваться темой, у меня закружилась голова! Это был огромный пласт знаний. Для всех животных, о которых я узнал, не хватило бы места даже в пятиэтажном здании. Чтобы было легче достать материал, я выбрал для выставки охотничьи объекты и остановился на животных, обитающих в лесах Ленинградской области, чтобы жители Петербурга узнали то, что их окружает».
Когда перед таксидермистом встал вопрос о том, где показать свои работы, Павел отправился в петербургский лофт «Этажи» и поделился с владельцами выставочного центра своей идеей. Через пару дней ему прислали письмо: «Павел, тема супер! Выбирайте помещение для выставки!».
Павел и его помощники приступили к работе с ещё большим рвением и за два года создали 25 пар чучел животных в момент близости. Среди спаривающихся животных — кабаны, волки, косули, зайцы, белки, барсуки, глухари, рыси, бобры и другие представители фауны. Мастера так и продолжали бы спокойно готовиться к выставке, если бы не случай. Однажды в мастерскую к таксидермисту приехали журналисты с областного телевидения: они периодически делают сюжеты о работе Глазкова. Корреспонденты пришли в восторг от новой экспозиции Павла и сняли о ней развёрнутый сюжет. Ролик так и не вышел в эфир из-за отсутствия возрастного ценза — передачу могли посмотреть маленькие дети, но видео попало в интернет.
«Таксидермист — защитник животных»
За считанные дни сюжет об экспозиции «Интимная жизнь животных» посмотрели тысячи человек. Телефон Павла разрывался от звонков журналистов, а о выставке заговорили во всём Петербурге. Равнодушным не остался никто: одни одобряли необычную выставку, другие — ругали на чём свет стоит. Так, зоозащитники высказались категорически против экспозиции. «Глазков — живодёр, который играет на низменных чувствах людей, в частности, подростков, — заявила петербургская зоозащитница Светлана Лось. — У нас и так хватает секса и по телевизору, и в интернете. А выставка Глазкова вообще отдаёт зоофилией! К тому же человеку гораздо приятнее смотреть на живых животных. Есть, в конце концов, зоопарки, хотя я их тоже не одобряю: но там, по крайней мере, звери живы. Чтобы узнать о размножении животных, можно посмотреть документальный фильм. Нормальный родитель, который заботится о нравственном и психическом состоянии своего ребёнка-подростка, не поведёт его на эту выставку: она просто гадкая».
Чтобы не допустить проведения выставки таксидермиста, Светлана отправила обращения в правоохранительные органы, депутатам законодательного собрания и дважды губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, однако ответов так и не получила. В день открытия экспозиции в «Этажах» зоозащитница намерена дежурить с плакатом перед выставочным центром и отговаривать людей от посещения «Интимной жизни животных». Павел хотел пообщаться со Светланой лично, в эфире одной из городских радиостанций, но Светлана отрезала: «С живодёрами не разговариваю!».
Глазков же уверен: после разговора с ним Лось поняла бы, что его экспозиция пропагандирует любовь к животным. «Таксидермист — прежде всего защитник животных, — уверяет Павел. — Он прививает человеку любовь к животным, ведь её можно получить только через познание, а моя выставка поможет познать природу изнутри. Вред же наносит не столько охотник, сколько люди, загрязняющие окружающую среду. Своей экспозицией я хочу привлечь внимание людей к вопросу охраны животного мира. К теме моей выставки могут остаться равнодушными только люди с некой патологией, а нормальный человек всё воспринимает адекватно, ему это будут интересно, ведь если бы не было этого любопытства, не было бы жизни на земле — и животного мира, и человека».
Поддержка зоологов
Многие сотрудники Зоологического музея РАН в Петербурге, наоборот, поддержали выставку Глазкова и высказали мнение, что экспозиция будет полезна как для молодых людей, так и для их родителей. Задумку Глазкова одобрила и знаменитая художница-анималист Татьяна Капустина, известная своими иллюстрациями к произведениям Толстого, Чехова, Паустовского и других писателей. Несмотря на преклонный возраст — недавно Капустиной исполнилось 80 лет, художница нарисовала к выставке Глазкова ряд иллюстраций.
В настоящее время Павел Глазков и его помощники заканчивают последние приготовления к открытию экспозиции: осталось доделать лишь антураж к чучелам — оформить водную инсталляцию для пары бобров, а хищников разместить в окружении леса. «За двадцать лет это была моя самая сложная работа, — рассказывает таксидермист. — Одно дело — создавать головы кабанов или ковры из шкур медведей, а другое — животных в таких динамичных и необычных позах. В период брачного поведения у животных максимальная концентрация эмоций, и мы должны были их передать. Эмоции формируются взглядом, но, когда шкура выделывается, все мышцы удаляют, а мы создаём их заново — для живого, особенного взгляда, с помощью которого мы донесём до посетителей прелесть брачного поведения животных».
Экскурсию по выставке, которая будет проходить под возрастным ограничением «16+», Павел будет проводить лично. Таксидермист расскажет посетителям об особенностях брачного поведения животных и о материнстве у зверей. В частности, на экспозиции можно будет узнать, почему барсуки совершают половой акт только в кромешной тьме и как самка бобра может «заморозить» свою беременность на несколько месяцев. Также посетители увидят фотоработы, рисунки и видеоролики, услышат брачные крики животных и даже смогут потрогать шерсть лисы, волка и рыси, чтобы получить комплексное восприятие по теме. Если петербуржцы одобрят выставку, Павел намерен продолжить работу и представить на суд зрителей новые экспозиции. У таксидермиста уже есть идеи для следующих проектов. После экспозиции «Интимная жизнь животных», которая расскажет о половом поведении лесных обитателей Ленобласти, Глазков планирует подготовить выставку «Не может быть», посвящённой спариванию и брачным играм жителей подводного мира.
Смотрите также:
- Все в зоосад. 5 причин пойти в Московский зоопарк летом →
- Пчелиный вопрос. Где в Москве посетить настоящую пасеку →
- 16 невест крокодила. Возможна ли у животных любовь? →