«Жизни людей дороже амбиций». Как итальянцы относятся к «Спутнику V»

Италия — одна из наиболее пострадавших в первую волну пандемии коронавируса стран, поэтому население здесь тепло встретило идею вакцинации. Правда, темпы вакцинирования пока невысокие. Из доступных прививок — американская Pfizer и британская AstraZeneca. Осенью в Италии планируют запустить производство российской вакцины «Спутник V». Переговоры об этом еще ведутся. 

   
   

Журналистка из Италии Полина Бахметева рассказала АиФ.ru о пандемии, обстановке с вакцинами и отношении итальянцев к российскому «Спутнику»:

«Солнце в Италии наконец стало по-весеннему жарким. Помню, как год назад мы твердили как заклинание: „Вот как солнце разойдется, наступит лето и вирус сойдет на нет!“ Мы так в это верили, что даже вечерние новости с вывозом военными караванами умерших от COVID-19 на севере страны казались не такими страшными. 

Фото: Полина Бахметева

Но пришло горячее итальянское лето, потом пришла осень, а с ней — и вторая волна эпидемии. Наступила зима, и вот опять ждем лета. И все это — в масках, походах на сдачу тестов на антитела и присутствие вируса. 

6-7 доз на участок

Разговор о прививках стал чем-то средним между разговором о политике и о еде. По телевизору говорят то о проблемах с AstraZeneca, то о политических разногласиях со „Спутником V“. Журналисты жонглируют названиями мировых вакцин как названиями футбольных команд. Иногда кажется, что слушаешь репортаж о дерби, а не о медицине.

Наступила весна, а с ней — и сезонная аллергия. Только если раньше ты прекрасно понимал, что глухо покашливающий человек — аллергик, то теперь все сразу делают „стойку“ и стараются держаться подальше. 

Фото: Полина Бахметева

Пришла и я за своей дозой антигистаминных к домашнему врачу. Во время осмотра мы поговорили обо всем, и логичным окончанием беседы был вопрос о прививке:

   
   

— Вы, наверное, своим „Спутником“ прививаться будете? — спросил доктор, как-то особо заглядывая в глаза.

Если бы я, сидя в приемной, не пообщалась с его помощником, то и не знала бы, как трактовать этот взгляд. Дело в том, что буквально до мая на участок приходило всего 6-7 доз вакцин в неделю. Столько же — в местную квартальную аптеку. Это на несколько десятков тысяч человек! Естественно, первыми на очереди после уже привитых врачей стояли итальянские синьоры старше 80. Я поняла, что буду чувствовать себя потенциальной убийцей итальянских стариков и старушек, даже если произнесу что-то кроме „Спутника“. Проблема только одна: добраться до места, где им прививают. 

„Я бы и сам им привился, будь моя воля“, — вздохнул доктор, провожая меня до двери приемной.

«Просто они не прошли то, что прошли тут мы!»

Распрощавшись с доктором, я отправилась в аптеку. Наша квартальная „фармачия“ за этот год преобразилась из зоны для светских бесед с выходными по субботам и средам в почти круглосуточный конвейер выдачи лекарств. Все переоборудовали на поток, плюс через дорогу открылся безрецептурный филиал, где можно купить всякую санитарно-витаминную мелочевку. 

Завернув за угол, я увидела у кондитерской попивающих кофе за столиками на улице. Народ блаженно жмурился. Я тоже зашла, а пока аппарат готовил кофе, обменялась с продавщицами новостями. 

— Сколько же времени не пила капучино!

— Особенно из чашек, — улыбнулась продавщица.

— А в Москве все открыто давно, друзья рассказывают и фотографии выкладывают!

— Да вы что? Какая прелесть! Ждём, когда до нас дойдёт.

Тут встревает хмурый раздраженный мужчина из числа покупателей:

— Просто они не прошли то, что прошли тут мы!

Сначала немного опешившие от такой агрессии продавщицы замерли.

— Вообще-то, у нас вакцины есть, и люди прививаются, — замечаю я.

Совсем другой настрой у сотрудниц кафе. Наверное, под перекрёстным огнём опрометчиво выступивший гражданин чувствовал бы себя более уютно.

Угловое расположение прилавков позволяло продавщицам без промаха бомбить покупателя аргументами. Весь гнев на месяцы закрытых коммерсантов вылился на недовольного гражданина. Чтобы потушить накал страстей, говорю, что „Спутником“ уже привились в Сан-Марино и есть договоренности о запуске линии на севере Италии. Но, кажется, только подливаю масла в огонь. 

Вдогонку одна из молоденьких продавщиц крикнула мне: „Я как раз жду „Спутника“! Моя подруга в Москве работает, она все рассказала“.

К „Спутнику V“ у итальянцев действительно положительное отношение: опыт Сан-Марино и друзей, имеющих возможность сделать прививку в России, позитивный, и ему верят больше, чем телевизору. Много желающих приехать и привиться, даже ожидание длиной в месяц не пугает итальянцев. По данным российского посольства, им поступает много звонков простых итальянцев с вопросами о вакцине. 

Фото: Полина Бахметева

«Не надо России бомбить Латвию!»

Но не все так благостно относятся к нашим вакцинам. Медбрат, берущий у меня кровь на анализ, поморщился:

— Да ну, вакцина как вакцина, я вот AstraZeneca привился — и ничего. Может, я недостаточно информирован, но не очень доверяю российской медицине. 

— То есть почти столетний опыт института вирусологии и микробиологии вас не убеждает в надежности?

Молодой парень начал крутиться: мол, дело больше в политике, чем в надежности вакцины. 

„Не надо России бомбить Латвию! — выдал он наконец. — Тогда бы и вакцину закупили у России!“

С утра я не слушала новости, поэтому от слов, что „Россия бомбит Латвию“, я дернулась так, что иголка чуть не вышла из вены. Медбрат на секунду задумался:

— Или не Латвию... Ну там какой-то у вас приграничный конфликт. Вообще, дело не в качестве вакцины, а в политике.

Тогда же в полдень я зашла за зимними вещами в химчистку. За этот год я привыкла, что все вещи получаю с такой ядреной отдушкой дезинфектора, что, если бы не маска, дышать было бы невозможно. Мы немного поговорили на ту же тему о вакцине. И — о радость! В торговом центре на севере столицы открывают пункт вакцинации для желающих. Какую из вакцин будут колоть — Pfizer или AstraZeneca, — еще неизвестно.

Вечером за ужином (ура! нам разрешили ходить в гости!) друзья интересовались, почему Россия не организует „прививочный туризм“? Тут я не знаю, что ответить. Надо тщательно взвешивать как риски и затраты самих будущих туристов, так и то, что положительного или отрицательного может принести такой туризм.

Я специально ничего не пишу о тех, кто до сих пор не верит в существование опасной формы вируса и тем более против самой вакцины, потому что „Орден Фомы Неверующего“ имеет достаточно адептов в каждой стране. Они погоды не делают. У Италии был очень жестокий опыт год назад. Все это не могло не оставить отпечаток на их сознании. Поэтому большинство итальянцев будет прививаться. В том числе „Спутником V“, если наконец его введут в производство и признают на уровне Европы. Надеюсь, жизни людей все-таки дороже амбиций».