«Жижа» с запахом «алкашки». Кто такие вейперы и зачем они «парят»?

Антон Бузмаков. © / Елизавета Червякова / АиФ

Электронную сигарету придумали, чтобы бороться с никотиновой зависимостью. Автор изобретения — китайский фармацевт Хон Лик. Его отец из-за курения умер от рака лёгких. Хон Лик тоже курил, но после смерти отца решил изобрести средство борьбы с зависимостью. Он смешал пропиленгликоль с глицерином и добавил никотин. Количество никотина стало возможным регулировать и уменьшать, постепенно снижая зависимость. Это и был приём борьбы. Когда идея попала в Европу и США, то стала настолько популярной, что постепенно превратилась в субкультуру — вейпинг, что в переводе с английского «vape» означает «пар». К движению стали присоединяться не только те, кто бросает курить, но и кто не курил никогда, а проникся именно процессом «парения». В России новый тренд первыми подхватили бизнесмены. На центральных улицах Москвы, Питера, Калининграда и других крупных городов открылись уже десятки вейп-шопов. В основном фирмы работают как дистрибьюторы жидкостей и устройств для вейпинга из-за границы. По данным консалтинговой компании «Директ ИНФО», в России прошлом году электронных сигарет продали на сумму около 8 млрд рублей. 

   
   

Вейп-шоп для солидных

Антон Бузмаков крепкий парень 30 лет, плечи у него почти метр. Раньше он занимался греко-римской борьбой и служил в Вооружённых силах. Когда Антон попал под сокращение, решил уйти в бизнес, а параллельно — бросить курить.

«После военной службы я пошел работать в табачную компанию, там коллега и рассказал про вейпинг. Говорит, смотри, какая вещь, сразу от сигарет себя отучишь. Я попробовал — понравилось. И, когда уже себе электронную сигарету купил, начал более-менее разбираться, сильно увлекся. Для меня это стало настоящим хобби. Вот я и подумал, а почему бы и не открыть свой вейп-шоп».

Антон уже два года не курит. Теперь он профессиональный вейпер и бизнесмен.

«Когда мода только пришла, таких магазинов ещё не было. Маленькие электронные сигаретки в 2010 году продавали на небольших прилавках в торговых центрах. Но всё это, конечно, было не то. Они протекали, объём пара был небольшой, и насыщения организма никотином практически не происходило. Аккумулятора хватало только часа на три и такого разнообразия жидкостей у нас, конечно, не было».

Фото: АиФ/ Елизавета Червякова

Обычный вейп-шоп — место для молодёжной тусовки, иногда это может быть анти-кафе или бар, где есть и диван, и настольный футбол. Магазин Антона с баром сравнить точно нельзя. Здесь идеальная чистота, светлые стены, стеклянный прилавок. Мягкий кожаный диван, напротив — большая плазма. Антон задумывал магазин именно как бизнес, который принесёт прибыль, поэтому и рассчитывал, что приходить будет не молодёжь, а люди солидные. Его покупатели — это менеджеры из ближайших офисов, от 25 и старше. 

«Жижа» — дело тонкое

«Птичье молоко», «мороженое», «чизкейк» — это ароматизаторы, среди вейперов их называют просто «жижи». Цена за одну 30 мл баночку варьируется от 300 и до 3000 рублей. Быстрее всего раскупают сладкие и алкогольные ароматы, их называют «алкашка». Среди таких запахов популярен «виски». Есть компании, которые, судя по их этикеткам, настаивают запах в дубовых бочках. Такая «жижа» хоть и получается дорогой, но и по запаху как настоящая. 

   
   

У Антона есть «пончики» из Америки, «экзотика» типа папайи из Малайзии, из России — в основном сладкое, например, «печенье со сгущёнкой». Привозят «жижи» из Европы: это Франция, Великобритания, Германия, Италия, Болгария. Есть Молдавия, Малайзия и Белоруссия.

«Вот, понюхайте, это манго. Франция делает, чувствуете, какой насыщенный?», — Антон протягивает мне баночку. По ощущениям запах и, правда, тропический. Владелец вейп-шопа поясняет: «Никотин везде разный, может быть вообще без запаха, а бывает и носками пахнет, всё зависит от сырья и, конечно, от подхода. Многие как думают? Ну, я, мол, не парфюмер, но что-то дельное сотворить ведь смогу, так и делает. А профессионал создаст такой аромат, что на вдохе будет чувствоваться одно, а на выдохе другое. Конечно, думаю, финн не сможет сделать жидкость со вкусом манго. Американцы любят что послаще, поэтому у них в основном десертные настойки. Наши пытаются делать на уровне, но пока не дотягивают». 

Фото: АиФ/ Елизавета Червякова

По словам Антона, в России популярны недорогие жидкости от местных производителей. Правда, чтобы сократить расходы на производство, часто «бодяжат». 

«Но в моём магазине весь товар попробован мной, — с гордостью замечает Антон, — я что попало продавать не буду. Покупатели приходят, сами нюхают, выбирают. Но, конечно, все ориентируются по-разному. Молодым вообще без разницы, хватают всё подряд. Взрослые люди наоборот как за вином приходят, тщательно выбирают. Если уж и возьмут что-то, то не за 200 рублей». 

«Самозамес» для «сомелье»

Механизм работы электронной сигареты очень простой. Жидкостью надо капнуть на небольшую железную пластинку, которая прикреплена к электронной сигарете — «дрипку». Если «дрипки» нет — то жидкость нужно залить в стеклянный бак. Есть ещё атомайзер — он напоминает ингалятор и пропускает через себя «жижу», превращая её в густой пар. 

«Кроме тех, кто бросает курить, к нам приходят и просто любители «попарить». Например, кальянщики. Если сам процесс человеку доставляет эстетическое удовольствие, то он может купить жидкость как с никотином, так и без, — Антон расплывается в улыбке. — Мне это дело нравится. Попускать пар, налить чашечку кофе и «попарить». Что касается бизнеса, конечно, пока не особо прибыльно. Бывает никто не приходит, а иногда ты за один день окупаешь чуть ли не весь месяц».

Есть среди вейперов и те, кто принципиально не покупает готовые «жижи». Их называют «сомелье» — они создают свои ароматы. Для этого в вейп-шопе продаются наборы «самозамеса», которые состоят из основы для создания запаха, глицерина, пропиленгликоля и никотина. Дальше экспериментируй с ароматизаторами сколько душе угодно. 

Вейп-шоп Фото: АиФ/ Елизавета Червякова

Задержаться в детстве

Кадастровый инженер Аркадий Волвач живёт в Калининграде, ему 20 лет. На аватарке в социальной сети у него студийная фотография — на чёрном фоне он выпускает большую дымовую завесу. Вейпит Аркадий уже три с половиной месяца. Среди вейперов он уже профессионал. Мы говорим по скайпу. На его столе — баночка «жижи» и сигарета.

«Если честно, мне нравится приходить в какой-нибудь новый для меня вейп-шоп и просто светить своим девайсом (так Аркадий называет свою электронную сигарету), в Калининграде такой один. Стоит 18 тысяч рублей. Все видят, и сразу такие — „Вау, ничего себе!“. И тебя уже по-другому оценивают. Идиотизм, конечно, сам понимаю, но прикольно».

На вопрос, в чём смысл вейпинга, Аркадий непосредственно и очень уверено отвечает: «Во вкусе». 

«Помните, такие леденцы были в детстве в прозрачных обертках? Зелёные со вкусом яблока, жёлтые лимонные, оранжевые апельсиновые? Я пришёл как-то в вейп-шоп, а им новые жидкости привезли. Ну, я, естественно, понюхал. Так вот это был он, понимаете?! Вкус детства! — делится Аркадий. — Человек волей-неволей захочет купить».

По Аркадию видно, что он понимает, вейпинг — ерунда, сам над собой смеётся, но при этом, продолжает весело рассказывать. «Кстати, в вейп-шопах есть даже произведения искусства. В Москве продается вейп за сто тысяч! — Аркадий рассказывает об этом как об игрушке, которую ему не купить. — Выглядит как французский аркебузир или даже мушкет. Механизм нажатия кнопки как у винтажного пистолета». 

При этом обычные сигареты Аркадий никогда не курил. У него были другие зависимости. Сначала «насвай» (курительная смесь), потом — кальяны. Аркадий тяжелоатлет, а спорт и курение совмещать тяжело. Поэтому, когда Аркадий решился «сдать» на кандидата в мастера спорта, он не смог этого сделать. В результате молодой человек бросил и спорт, и кальяны.

«Когда сдаёшь КМС, тебе надо сделать три упражнения — жим от груди, приседания и становая тяга, и вот эти все килограммы, которые ты поднял, присел, толкнул — суммируются, и должно набраться 470 килограммов — тогда бы мне дали КМС. Я приседал 150 килограммов. Но, увы, облажался. Спорт — это тоже зависимость, — уже спокойным тоном продолжает Аркадий. — Я шёл на тренировку и знал, что получу. Я хотел боли мышечной. Те люди, которые занимаются тяжёлым спортом, они реально трепещут от мышечной боли. После тренировки тебе всё режет. Офигенное ощущение на самом деле».

Право выбора

Психолог и писатель Ирина Корчагина считает, что у популярности вейпинга два аспекта. Во-первых, у нас ещё с детства формируется привычка тянуть что-то в рот, она рефлекторная, в психологии называется «фиксация на оральной стадии». Чаще всего в младенчестве нам дают соску, мы привыкаем, и эта привычка потом просто переходит в другие формы. Взрослые люди продолжают грызть, например, ногти или карандаши. Некоторые с возрастом понимают, что это рефлекторное, останавливают себя: «Ну, нет, этого я точно делать не буду». Курят в основном подростки, а они действуют неосознанно, поэтому и проявляются рефлексы. 

«Восемьдесят процентов населения — это люди зависимые, — утверждает Ирина Корчагина. — Это второй важный момент. Вопрос только в том, какая зависимость будет — полезная или не очень. Я пойду в тренажёрный зал — та же зависимость, но хорошая. Спорт вырабатывает определённые гормоны удовольствия. Но что такое в принципе зависимость? Это избавление от чувства одиночества. Человек — существо зависимое. Он не может ходить как кошка, сам по себе, он живёт в социуме. Нам всем нужна поддержка. Это не плохо и не хорошо — это естественно. Но взрослый человек на то и взрослый, чтобы сделать осознанный выбор — оставаться ему зависимым или нет».

В свою очередь руководитель центра по профилактике и лечению табакокурения и нехимических зависимостей, врач психиатр-нарколог Олег Кутушев, говорит, что никотиновую зависимость победить можно, но только обратившись к врачам. Вейперы же не только её увеличивают, но и сильно рискуют своим здоровьем.

«Чрезмерное содержание ароматизаторов и никотина в организме может привести к онкологии. Никотин действует на сердечнососудистую и иммунную системы, провоцирует респираторные заболевания и вызывает ещё большую зависимость. Это психоактивное вещество, которое меняет состояние сознания. Обычный курильщик хотя бы количество выкуренных сигарет считает, а сколько вейпер выкуривает — никому не ясно. Они же целыми днями дымят», — считает Олег Кутушев.