Живые мумии среди нас. О загадке нетленности и о скрытых ресурсах организма

О загадке нетленности и о скрытых ресурсах человеческого организма мы беседуем с Галиной Ершовой, доктором исторических наук, профессором РГГУ. К слову, именно благодаря ей наука узнала о феномене Итигэлова. Когда в 2002 г. бурятские ламы извлекли из земли деревянный короб с прекрасно сохранившимся телом монаха, Ершова нашла средства и отправилась в Улан-Удэ, чтобы во всём разобраться и по возможности провести лабораторные исследования.    
   

Обещание сдержал

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Галина Гавриловна, насколько я помню, в Бурятии вам предоставили не так уж много биоматериала — срезы ногтей покойного, частички кожи и пять волосков. Этого было достаточно для сенсации?

Галина Ершова: Конечно, хотелось большего. Но было сразу ясно, что на масштабные исследования (к примеру, рентген или МРТ) рассчитывать не приходится: никто не знал, как Итигэлов вошёл в это состояние (а многие буддисты считают его до сих пор живым) и что может его разрушить. Но хорошо, что мы вообще успели хоть что-то сделать, спасибо за это Хамбо-ламе Аюшееву, нынешнему главе бурятских буддистов, который и предоставил для исследований биоматериал. Иначе сейчас бы все твердили: вот, посадили мумию, чтобы народ дурить. А так мы можем с полной уверенностью говорить: извините, вот результаты анализов, из них видно, что никакая это не мумия.

— А кто же?!

— Предполагалось, что если это мумия, то белковые соединения, органика в тканях будут разрушены. А оказалось, что белковый компонент не распался, он имел характеристики живого человека. Профессор Звягин, судмедэксперт с мировым именем, в своё время изучавший останки членов царской семьи, был поражён. А для меня самым поразительным стало то, что на ободранной коже — на руке и ноге — выступили капли крови, причём разных цветовых оттенков! Кровь, правда, была в желеобразном состоянии. Но это точно была не мумия, у мумий никакой крови нет.

А ещё во взятых образцах в десятки раз была превышена концентрация брома. Известно, что этот элемент, содержащийся в некоторых растениях, способен подавлять чувствительность и ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне. При этом он почти не оказывает влияния на участки мозга, контролирующие дыхание и кровообращение.

Проведённые исследования показали: с того момента, как в 1927 г. Хамбо-лама Итигэлов, бывший глава бурятских буддистов, сел в позу медитации, предварительно велев поместить себя под землю, он оставался живым. То есть не умер, а перешёл в какое-то другое состояние, похожее на анабиоз, и пребывал в нём под землёй на протяжении 75 лет! При этом он, похоже, рассчитывал, что спустя десятилетия его извлекут из саркофага и выведут из анабиоза.

   
   

К сожалению, точных инст­рукций к 2002 г. не осталось. Во времена СССР были гонения на верующих, в том числе на буддистов. Монастыри разоряли, документы сжигали, монахов ссылали или расстреливали. Из видевших Итигэлова при жизни людей к началу XXI в. оставался лишь один человек.

— А как можно было вывести Итигэлова из анабиоза?

— Подобная практика есть у индийских йогов. На голову и плечи человека помещают горячее тесто или масло, согревают, делают массаж. После этого включается механизм кислородного питания и человек выходит из анабиоза. Но выход требует больших энергозатрат. И есть предел, после которого человека вывести невозможно.

— Но сейчас Итигэлова ещё можно «оживить»? Он может встать и пойти?

— Нет. Он умер. Это произошло вскоре после его извлечения из могилы. Его тогда посадили в стеклянный короб, и в какой-то момент стекло покрылось влагой изнутри. Буряты сказали: «Он подаёт нам какой-то знак». Но любой патологоанатом знает: когда человек умирает, происходит выброс влаги из его тела. Это верный признак наступления смерти. Когда говорят, что из тела вылетает душа и оно теряет в весе несколько грамм, имеется в виду как раз потеря веса вследст­вие выхода влаги. Тот же Звягин подтвердил: в этот момент всё и закончилось, Итигэлов умер. И после этого его тело стало превращаться в мумию.

Но заметьте, Итигэлов сдержал своё обещание: он вернулся к нам живым спустя 75 лет, как и собирался.

Как человек вводит себя в состояние анабиоза, ещё только предстоит изучить. Фото: Reuters

Всё дело в жире

— Что же это за состояние такое, в котором человек может находиться десятилетия, не подавая признаков жизни? Что наука знает о нём?

— Состояние анабиоза как временного прекращения жизнедеятельности хорошо известно биологам. В природе оно встречается часто — о том, что медведь зимой впадает в спячку, знает каждый ребёнок. А в состоянии гипотермии (охлаждения) организм даже повышает сопротивляемость ко многим внешним воздействиям. Клетки коры головного мозга выдерживают длительное отсутствие кровообращения и не погибают, видимо, запуская некое резервное питание. Скажем, случается, что находят утопленника, который утонул зимой, и он вдруг оживает.

Исследовавшие состояние анабиоза биологи построили схему искусственного вхождения в него: тренировка дыхания приводит к повышению содержания углекислого газа в организме и понижению температуры тела. При этом останавливаются процессы, связанные с гниением и активностью микроорганизмов. Таким образом обеспечивается нетленность тела.

Этот механизм запускается, как правило, в условиях стресса. А его работа обеспечивается клетками бурого жира — он расположен между лопатками и вдоль позвоночника. Раньше считалось, что бурый жир необходим младенцам, он служит для них своего рода грелкой, поддер­живая нужную температуру. Но последние исследования показывают: бурые жиры определяют почти все процессы в организме. И, возможно, они включают тот резервный режим бескислородного питания, в котором находился Итигэлов. Да и не только он, похожие случаи происходили и в других странах. Особенно много их было в Индии.

— Неужели любой из нас может научиться входить в такое состояние?

— Этот механизм был заложен в нас эволюцией как защита от стресса, опасности. Он сформировался в то время, когда живые организмы выходили из Мирового океана на сушу. У некоторых людей этот механизм способен включаться спонтанно (как у тех же утопленников), у других — нет. Однако можно натренировать в себе этот навык. Конечно, это тяжкий труд, необходима большая работа над собой. И если человек думает лишь о том, как бы вкусно поесть и сделать крутое селфи, вряд ли у него хватит на это ресурсов. А религиозное сознание, молитва и медитация, видимо, помогают достичь этого состояния. Они возбуждают глубинные области мозга, которые включают данный механизм.

У меня есть мечта: провести эксперимент с вхождением человека в такое состояние и исследовать всё, что происходит с ним. Пока всё находится на стадии идеи и разговоров. Но как знать, может быть, рано или поздно мы проведём этот эксперимент? А затем и каждый человек научится делать своё тело нетленным...

Кто ещё сам себя превратил в мумию?

Луанг Пхо Дэнг, Таиланд

Луанг Пхо Дэнг. Фото: flickr.com/ Andrew Yang

Настоятель тайского буддийского монастыря на острове Самуй. Жил в ХХ в. Считается, что предсказал возможную мумификацию своего тела. В возрасте 79 лет, за неделю до смерти, перестал есть и говорить, погрузившись в глубокую медитацию. Единственное, что подверглось разложению после смерти, — это глаза. Из этических соображений их прикрыли солнцезащитными очками.

Ву Кхак Минь, Вьетнам

Настоятель буддийского монастыря, жил более 300 лет назад. К концу своих дней погрузился в пост и медитацию, разрешив ученикам прийти к нему лишь тогда, когда перестанет стучать его молитвенный барабан.

Долгое время его тело считали скульптурой, регулярно покрывая краской и лаком. Но внутри скульптуры что-то гремело, и монахи попросили сделать её рентген. Выяснилось, что гремело оторвавшееся сердце! Кроме того, в сохранности были кости и многие органы.

 

Святая Роза из Витербо,  Италия

Святая Роза из Витербо. Фото: Commons.wikimedia.org/ José Luiz Bernardes Ribeiro

Девушка умерла в 1251 г. и была захоронена в землю. Через 20 месяцев её решили перезахоронить, вскрыли могилу и обнаружили тело без признаков разложения. В результате Розу признали святой и поместили в монастыре Кларисс. Через некоторое время тело мумифицировалось и в таком состоянии сохраняется до сих пор. Учёные считают, что девушка могла ввести себя в состояние анабиоза спонтанно.

Кукай, Япония

Кукай. Фото: Commons.wikimedia.org

Религиозный и общественный деятель, жил в VIII-IX вв. Основал школу, соединившую в себе элементы буддизма, синтоизма, даосизма и других религий. В возрасте 61 года отказался от еды и воды и погрузился в медитацию. На 21-й день его дыхание остановилось. Был помещён на вершине горы Коя-сан, затем похоронен. Через некоторое время могилу вскрыли и нашли Кукая в состоянии, похожем на сон: тело не изменилось, волосы выглядели здоровыми.