Юрий Соломин: уберите ЕГЭ! Верните экзамены в том виде, в каком они были!

Юрий Соломин. © / www.russianlook.com

18 июня мэтру отечественного театра и кино исполняется 80 лет.

Досье
Юрий Соломин. Родился в 1935 г. в Чите. Окончил Московское театральное училище им. Щепкина. Актёр, режиссёр, педагог. С 1957 г. служит в Государственном академическом Малом театре.
   
   

Плевки в публику

Сергей Грачёв, «АиФ»: — Юрий Мефодьевич, почти год назад в интервью «АиФ» вы говорили о том, что многое из того, что происходит в стране и мире, вас расстраивает порой буквально до слёз. А какие эмоции вы чаще испытываете сегодня?

Юрий Соломин: — Я человек эмоциональный, живо реагирую на происходящее. Это и в природе моей, и профессия отпечаток наложила... Так же как и год назад, я с горечью смотрю на то, что происходит с Украиной, с Европой. Меня всё это больше огорчает, чем радует.

От событий мира внешнего никуда не денешься. Но, может быть, ещё более остро меня беспокоит то, что происходит с нашей культурой, образованием, медициной. Это три кита, на которых стоит нация, будущее страны и нового поколения. Я до сих пор не понимаю, как можно было так преступно сокращать часы русского языка и литературы в школе и натаскивать детей на сдачу бестолкового ЕГЭ. Сейчас вроде спохватились: «Да, вышли перегибы, нужно что-то менять, корректировать». А что корректировать?! Уберите вы ЕГЭ! Верните экзамены в том виде, в каком они существовали в нашей школе испокон веков! Мое поколение, ваше поколение как-то выросли без этого ЕГЭ. И выросли достаточно образованными. А поколение нынешних выпускников оказалось потерянным в плане образования. Оно не ваше, не наше — ничьё.

«С введением ЕГЭ один год из четырёх мы вынуждены тратить, чтобы образовать студентов в плане каких-то элементарных литературных вещей». Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

— С чего вы это взяли? Может быть, не всё так плохо...

— Я не первый год вижу выпускников и их уровень образованности, поскольку регулярно набираю курс в Щепкинское училище. Вот вам свежий пример: на прослушивание приходит девочка и начинает читать «Евгения Онегина». Прошу её начать сначала и автора назвать. Она объявляет: «Евгений Онегин». Пушкин А. С. Я перебиваю: «Что значит “А. С.”?» Она: «Имя и отчество». Прошу расшифровать инициалы, а она не знает, как звали Пушкина! Я не выдумал это! И это не какой-то исключительный случай безграмотности. Если бы я записывал их все — у меня бы уже огромный том получился.

Или вот жена недавно рассказывала. Также на прослушивание приходит девушка и на вопрос, что она будет читать, отвечает: «Нину из Чехова». — «Из какого Чехова?» — «Ну, писатель такой был», — уточняет абитуриентка. Вы понимаете уровень?! Поступая в театральный, она знаменитую пьесу Чехова «Чайка» назвать не может.

   
   

— Но неужели раньше такого не было?

— Не было! Я преподаю с 1960 года и могу сравнивать. С введением ЕГЭ один год из четырёх лет обучения мы вынуждены тратить только на то, чтобы образовать студентов в плане каких-то элементарных, как это казалось раньше, литературных вещей. Выпускники приходят совершенно не начитанными. Они ни писателей, ни драматургов не знают.

— В эпоху Интернета информация стала гораздо доступнее, можно и самому до­брать то, что недодали в школе. Почему этого не происходит?

— Потому-то и не происходит, что проще брать то, что лежит на поверхности. А на поверхности оказывается сплошное «хи-хи, ха-ха». Взять то же телевидение: какой канал ни включишь — везде, как правило, что-то смешное, но при этом глупое. А всё время смеяться нельзя. Кроме того, смеяться и плакать ведь можно тоже по-разному. Сегодня стало в порядке вещей провоцировать, эпатировать публику. А зачем?! Не нужно этого делать!

— Но если публика готова вестись на провокации — это говорит и о её низком уровне тоже. Разве нет?

— (Задумывается.) Вы задаёте каверзный вопрос, но я постараюсь вам объяснить. По большому счёту, публику даже не провоцируют, а плюют на то дорогое и единственное, что у неё есть. Когда в погоне за современностью и эпатажем переписывают классиков и приписывают им то, что они не говорили и не имели в виду, то тут я на стороне зрителя. Современность должна быть в голове и в сердце, а не в том месте, которое по-польски звучит как «дупа», а по-итальянски «куло». Ну неужели публика заслуживает того, чтобы к ней так плохо, неуважительно относились?!

Юрий Соломин в молодости. Фото: www.russianlook.com

Откуда миллиарды?

— Публика, как и общество, бывает разная. Недавно, например, видел, как вполне приличная женщина воровала в магазине, после чего активно крестилась. Вам не кажется, что вот эти двойные стандарты очень по-русски выглядят, свойственны нашей натуре?

— Это не «по-русски» — это именно вопрос двойных стандартов. Так же как когда-то были «активные коммунисты», которые не верили в идеи коммунизма, так и сегодня крестятся, не имея ни креста, ни веры.

— А зачем?

— Бог его знает... Наверное, в каждом случае по-разному. Людям хочется жить, и жить хорошо. А какой им пример зачастую подают сверху?

— Что можно воровать миллионами, убивать, нарушать всевозможные законы и при этом оставаться безнаказанными.

— Совершенно верно... Вы никогда не задумывались о том, почему список миллиардеров год от года растёт за счёт русских имён? Это разве нормально? И нормально ли то, что, например, одних детишек в детский сад привозят на машине с персональным водителем и охранником, а других детей других родителей годами в тот же сад приткнуть невозможно? А между тем воспитание начинается с детского сада, там формируются многие качества личности. Я уже говорил как-то, но ещё раз повторю: взращивание любви к Родине начинается только тогда, когда ты чувствуешь заботу Родины о тебе.

Вот почему, скажем, у нас так плачевно обстоят дела с футболом? Да потому, что наши футболисты играют не за Родину, а за деньги! И это тоже совершенно ненормально! Мы нанимаем за бешеные деньги бразильцев, аргентинцев, уругвайцев, а футбола как не было, так и нет. А потому, что всё это за деньги! Но неужели от Калининграда до Владивостока у нас мало талант­ливых пацанов, которые умеют управляться с мячом?! На годовую зарплату одного легионера (а это миллионы евро!) можно было бы построить спортивные комплексы в далёких регионах, о которых все позабыли. Да хотя бы дворовые площадки для игры в футбол оборудовали — и их ведь теперь нет!

Юрий Соломин на сцене Малого театра. Спектакль «Мольер» («Кабала святош»). Фото: www.russianlook.com

Кошка вместо ГОСТа

— В начале беседы вы сказали, что у нового поколения беда с уровнем образованности и культуры. А почему сегодняшняя молодёжь и в плане здоровья слабее, чем, скажем, ваше поколение? Причины наверняка не только в медицине и экологии...

— А вы вспомните, что у нас изменилось в производстве продуктов, и всё станет понятно. Отменили обязательный некогда ГОСТ, и вот уже много лет производители кормят нас черт-те чем. «Благодаря» им мы уже столько всякого г...на съели, извините за выражение! Так что впору удивляться не тому, что молодое поколение хилое, а тому, что мы вообще ещё живы...

Когда у меня внучка маленькой была, в нашей семье систему ГОСТов заменяли... кошки. У нас с женой в порядке вещей были разговоры в духе: «Ты эти сосиски больше не бери — их кошки даже нюхать отказываются. А те, что позавчера брал, возьми ещё, кошкам они понравились, значит, можно есть!» (Смеётся.)