4 октября 1988 г. в 4.32 утра в северо-западной части Екатеринбурга прогремел мощный взрыв. В небо взметнулся огненный гриб, а ударная волна понеслась по улицам, накрыв несколько районов города. Полностью или частично было повреждено более 850 жилых домов, около сотни промышленных и несколько сотен социальных объектов: медучреждений, детских садов, школ, магазинов.
Причиной взрыва на железнодорожной станции Свердловск-Сортировочная (самой большой в Европе) стала авария. Состав, перевозивший тротил и гексоген, столкнулся с другим поездом, и взрывчатые вещества сдетонировали.
5 октября в управлении Госстраха по Свердловской области появилась группа принаряженных и возбуждённых молодых людей. Новых сотрудников советского страхового монополиста собрали из разных районов области на учёбу, чтобы опытные наставники помогли им погрузиться в профессию, рассказали, какие виды страхования бывают, как предлагать землякам страховую защиту жилья и имущества, оформлять полисы от несчастных случаев. Но теоретическую часть пришлось отложить.
Новичков отправили в обход по пострадавшим районам – провести опись повреждённого имущества, чтобы оперативно возместить ущерб всем пострадавшим. Ведущий менеджер агентской группы «Росгосстраха» из Красноуральска Ольга Огорелкова рассказала, что именно в те страшные дни она поняла важность и значимость профессии страховщика.
«Здесь жили люди»
Мы приехали туда через день после трагедии, не зная о ней ничего: власти тогда о подобных происшествиях не распространялись. Только когда пришла в областное управление Госстраха, поняла, почему мой поезд был задержан на 1,5 часа перед Сортировкой. Как выяснилось позже, взорвались вагоны как раз из моего города – Красноуральска.
С обучением в итоге не вышло – нас, конечно, поздравили с тем, что мы теперь страховщики, но пояснили, что придётся сразу включаться в эту нелёгкую работу и на практике познавать, для чего людям нужно страхование.
Наша задача была – пройти все пострадавшие хозяйства, провести опись повреждённого имущества. Нам по-быстрому объяснили, как правильно заполнить акт, дали краткие памятки по осмотру строений, написали названия улиц и номера домов, хотя на многих не осталось табличек. Сели мы на трамвайчики и поехали искать незнакомые нам строения – мы же все приезжие.
К сожалению, не вспомню уже название улицы, на которой сама составляла акты осмотра. Людей там к тому времени уже не было, в домах отсутствовали окна, двери, был разбит шифер на крыше, в одном доме печь рассыпалась по кирпичикам. Идёшь и думаешь: «Вот здесь люди жили, строили планы, а сейчас, перед самой зимой, они остались без крыши над головой. Одно хорошо – Госстрах поможет всем пострадавшим, и пусть они не сегодня, но всё же смогут восстановить свои дома, бани, надворные постройки».
В один двор долго не могли попасть – забор перекосило, а ворота были добротные, закрыты на задвижку. Когда всё же удалось их открыть, к нам кинулся огромный пёс. Мы страшно его испугались, а он, оказывается, просто хотел человеческого внимания – кругом разгром, хозяев нет, и ему, такому огромному, страшно. Долго он ластился возле нас, а в глазах стояли самые настоящие слёзы.
Вовремя закрыла ребёнка
Поздно вечером мы закончили составление актов, сдали их в управление и получили новое задание на следующий день. Тогда мы уже ходили выборочно по квартирам в новеньких, недавно построенных многоэтажках. Их было около семи – они стояли в один ряд. Так взрывная волна по ним и прокатилась.
Культура страхования в те годы была больше развита, чем сейчас. И каждый человек старался заключить договор страхования квартиры и жизни. Поэтому защищённых полисами квартир было много, почти 90%. Но не в каждой мы находили жильцов – кто ушёл на работу, кто переехал к родственникам.
В памяти остро засела одна квартира – её недавно получили молодые специалисты, купили с большим трудом мебель (дефицит тогда был, да и дорого), только-только у них родился ребёнок. Когда мы вошли к ним, увидели забитые фанерой окна – сотрудники ЖКО уже сюда дошли и заколотили их. Стекло обещали в течение дня подвезти, но, хватит ли его на всех, неизвестно. Поэтому кто знает, сколько ещё им так жить. У новых дивана и кресел светлая обивка, и она вся изрезана стёклами – они торчали, как колючки ёжика. Тёмный полированный стол был от царапин весь в полоску.
Но главное – это люди. Молодая мамочка держала в руках кроху в байковом одеялке. Рассказала, что рано утром (а взрыв был около 4 часов) ребёнок заплакал, и она подошла к кроватке, которая стояла рядом с окном. Только нагнулась, как услышала звук, который приняла за грозу. И сразу на неё посыпались стёкла. О причине взрыва женщина узнала позже, а в тот момент в мыслях у неё было одно – как вовремя она закрыла собой ребёнка. Сама она получила много порезов, в том числе и очень глубоких, да все детские вещи были в осколках. И только вот это одеялко лежало в новом, теперь уже очень исцарапанном шкафу. Она была в шоке, говорила о том, что придётся теперь что-то делать с одёжкой: как её от стёкол очищать, осколки же не только крупные, есть и мелкие, как песок… Мы как её успокоили, провели осмотр, помогли заполнить заявление.
«Своими глазами видела»
Это были страшные два дня. Их невозможно забыть: перед глазами так и стоят до сих пор и полуразрушенные дома с забитыми фанерой окнами, и женщина в царапинах с младенцем на руках.
И в то же время это был бесценный опыт, который позволил иначе посмотреть на профессию страховщика, понять значимость нашей работы, укрепил в мысли о том, что она нужна людям. Мне сегодня гораздо проще рассказывать своим землякам и начинающим агентам, почему нужен полис. Ведь я своими глазами видела, как страхование помогает справиться даже с большой бедой. Наверное, именно поэтому я остаюсь в профессии и работаю в «Росгосстрахе» уже более 34 лет, каждый год 6 октября отмечая День страховщика.
Кстати
Сегодня в «Росгосстрахе», которому 6 октября исполняется 101 год, работает около 50 тыс. человек и более 30 тыс. из них – страховые агенты. У многих есть своя собственная живая история о том, как своевременно купленный полис помог людям справиться с напастями или даже с настоящей бедой. У кого-то это драма одной семьи, у кого-то – трагедия посёлка, а то и целого города. Страховые агенты не зря гордятся тем, что зачастую приходят на помощь землякам первыми после спасателей. Иногда даже ночуют на крышах затопленных домов, охраняя имущество клиентов от мародёров, или, бросив своё хозяйство, форсируют на лодках разлившиеся реки, чтобы оценить ущерб.
Справка
В 2021 г. «Росгосстрах» заключал в среднем 4 договора страхования строений в минуту. В 1-м полугодии 2022-го ежедневно выплачивал клиентам в среднем 5,6 млн руб. по страховым случаям с жильём.