Одна из основательниц скандально известного движения Femen Оксана Шачко покончила с собой в Париже.
«Французская полиция вывезла её тело на экспертизу»
Первоначально о смерти активистки стали сообщать ее единомышленники в социальных сетях: «Оксана Шачко (одна из основательниц Femen) покончила с собой сегодня, 23 июля, в своей парижской квартире. Только что французская полиция вывезла её тело на экспертизу. Оксана оставила записку на английском, обращённую к парижской богеме, с которой она в последнее время плотно общалась: «Вы все фейк».
Чуть позднее факт смерти Шачко РИА Новости подтвердила еще одна участница организации Инна Шевченко.
«Крала за Путина» и была депортирована из России
Уроженка города Хмельницкий Оксана Шачко входила в первую тройку участниц Femen наряду Анной Гуцол и Александрой Шевченко, создавших организацию весной 2008 года. Считается, что Шачко первой на публичной акции обнажила грудь, что впоследствии стало фирменным стилем Femen.
Шачко участвовала в акциях организации не только на территории Украины. 4 марта 2012 года, в день выборов президента России, через 20 минут после того, как премьер-министр России Владимир Путин вместе со своей супругой Людмилой покинули избирательный участок в главном здании Российской академии наук, три активистки Femen подошли к урнам для голосования, скинули с себя одежду и начали скандировать: «Путин — вор!». На груди и на спине были надписи: «Краду за Путина!» и другие. Акция продлилась буквально несколько минут: участницы были задержаны и доставлены в отделение полиции. Одной из участниц акции была Оксана Шачко.
Вместе с единомышленницами она была депортирована из России.
«Я профессиональный иконописец»
Эпатирующие публику выступления полуобнаженных украинок привлекали внимание западных СМИ, что впоследствии помогло им устроиться на Западе. В 2012 году Оксана Шачко покинула Украину, обвинив власти в политических преследованиях. В 2013 году Франция предоставила Шачко статус политической беженки.
После переезда на Запад начался постепенный отход Шачко от соратниц по борьбе. В интервью русской службе RFI в 2016 году Оксана Шачко рассказывала о том, чем занимается в Париже: «Я считалась „богом одаренным ребенком“, до 15 лет я расписывала и храмы и церкви, писала очень много икон и вообще была глубоко верующим ребенком. После 15 я начала задаваться вопросом „а что же такое религия?“. Предпосылок, чтобы задаться этим вопросом, было много. Ответ меня удивил. Я поняла, что религия — это бизнес, это инструмент государства для управления сознанием людей, поэтому я полностью прекратила этим заниматься... в Париже я опять начала заниматься живописью и именно иконописью. Я решила сделать такую выставку и за основу картин взять именно икону, потому что это образ святой, священный, я эту технику знаю очень хорошо — можно сказать, я профессиональный иконописец, и я очень ее люблю, потому что там свои правила письма, техника подготовки — в общем, это трудоемкий, но очень интересный процесс».
«Парижская богема поглотила ее»
Летом 2016 года в парижской галерее Mansart состоялась персональная выставка Оксаны Шачко под названием «Iconoclaste („Иконоборчество“)». Провокационный стиль украинки был тепло принят представителями французских художественных кругов.
Бывшие соратники Оксаны Шачко сетуют, что в последние годы она отказывалась от участия в акциях, предпочитая «внимание прессы» и «богатых друзей». «Парижская богема поглотила ее», — констатируют те, кто знал бывшую активисту Femen.
Однако благополучной жизнь Оксаны не назовешь. По утверждению знакомых, за последние два года она дважды пыталась свести счеты с жизнью. Третья попытка оказалась успешной.
«Все перессорились, не поделили власть и влияние»
Несмотря на то, что акции под флагом Femen периодически проводятся, само движение пребывает в состоянии раскола. В 2017 году активистка организации Яна Жданова заявила в интервью украинскому изданию «Апостроф»: «Femen уже не существует. С 2015 года это всё уже закончилось. Все разошлись, как в море корабли. Команды, которая была раньше, уже нет... Происходит чёрт знает что. Каждый имитирует какую-то деятельность: в Испании, во Франции, даже в Украине осталась пара девочек под предводительством Анны Гуцол. Они время от времени выстреливают, проводят акции... Системы и того концепта, который был изначально, когда мы ежедневно без выходных и каникул работали на благо нашей идеи, нет, это всё закончилось. Мы переехали во Францию, ещё года два Femen просуществовало, а потом всё начало трещать по швам и разваливаться... Несмотря на то, что мы всегда повторяли, что мы не классическая феминистическая организация, что мы нечто новое, что мы либеральные, подчёркивали свой демократизм, закончили мы так же, как все классические женские феминистические организации: все перессорились, не поделили власть и влияние, начали выяснять, кто круче, кто лидер».