Николай Шапошников героем себя не считает. Называет «выжившим». В боевых действиях на границе Грузии и Осетии 15 лет назад он потерял ногу. В госпитале, встав на костыли, а потом на протез, решил: случившееся не повод жаловаться на судьбу, а знак, что пришло время наполнить жизнь новым смыслом.
Назвать Николая человеком с ограниченными возможностями язык не повернётся. Он увлечён своей профессией, спортом. За эти 15 лет занимался страйкболом, кроссфитом, тяжёлой атлетикой, яхтингом, каякингом, велотуризмом и даже исторической реконструкцией. Мало у кого из людей даже с полным комплектом конечностей столь насыщенная жизнь!
Потеря, ставшая приобретением
Николай родом из Санкт-Петербурга. В армию попал как срочник, но затем решил остаться служить по контракту. Однажды в горячей точке наступил на мину. Друг, выносивший его с поля боя, тоже подорвался. «У него правая нога, у меня левая, теперь я зову его Братом, — говорит наш герой. — Он меня спас, а я его протезирую».
Но сначала, конечно, надо было самому встать на ноги. То, что произошло, Николай не воспринимал как трагедию, себя не жалел и от других жалости не ждал.
«После потери конечности человеку нужна и физическая, и психологическая реабилитация. Причём вторая важнее. Несомненно, на восстановление влияют и близкие пациента, и его окружение. Но в большей степени это зависит от стойкости самого человека», — уверен наш герой.
Он сразу решил, что испытание было дано ему не просто так. И действительно, это событие определило направление дальнейшего жизненного пути.
Уже в госпитале Николай точно понял, чем будет заниматься, и пошёл учиться на протезиста, нимало не стесняясь ни своей физической особенности, ни того, что был старше одногруппников на 5 лет. Впрочем, и они к нему не относились как к инвалиду. Уже больше 10 лет Николай работает протезистом. То, что сам ходит на протезе, не афиширует, но и не скрывает. Обычно, узнав об этом, пациенты удивляются и начинают больше верить в то, что у них тоже всё получится.
Не рано, не поздно
«Как скоро после ампутации можно встать на протез, сказать трудно. Всё индивидуально. Определяющие факторы — сохранность второй ноги и общая подвижность человека. Если он самостоятельно ходит с помощью костылей или ходунков, уверенно держит равновесие на одной ноге, то быстрее встанет на протез, чем тот, кто не может подняться с кровати без посторонней помощи», — рассказывает Николай.
Желание как можно скорее начать ходить самостоятельно у человека, потерявшего ногу, вполне понятно. Да и врачи это стремление поощряют.
«Не стоит затягивать с протезированием, — подтверждает Николай. — Ощутив опору двумя ногами, осознав, что снова можешь пойти, ты сразу чувствуешь себя более уверенным, появляется стимул к реабилитации.
Но слишком рано протезироваться нельзя. Ведь из-за незажившей культи или неготовности к нагрузкам можно всё испортить. Человек будет недоволен и протезом, и собой, что плохо скажется на его самочувствии, увеличит период восстановления.
Терпение и труд
Протезирование — не быстрый процесс, ведь конструкцию изготавливают индивидуально, вручную, по слепкам, а это занимает достаточно много времени. «Минимальный срок ожидания — 1,5 месяца. Но в силу некоторых особенностей пациента бывает и дольше», — объясняет Николай.
Когда протез полностью готов, наступает основная фаза реабилитации — освоение. Адаптация у всех протекает по-разному. Кто-то нормально ходит уже через неделю, а кто-то учится месяцами. «Человек получает в мастерской базовые навыки по пользованию протезом, по уходу за ним, а дальше всё делает сам. Одни надевают конструкцию каждый день и заново учатся ходить, другие себя жалеют. Для адаптации нужен не штат специалистов, а лишь собственное упорство и ежедневный труд», — делится опытом Николай.
Всему своё время
Встретив сегодня человека на протезе, можно и не догадаться, что у него нет ноги. «Современные протезы способны вернуть человеку возможность полноценно ходить не просто несколько часов, а весь день, при этом заниматься любительским спортом, жить полноценной жизнью, — рассказывает Николай. — Для профессионального спорта, например для бега, есть специальные спортивные протезы. Для обычной жизни они не подойдут, так как при беге нагрузка гораздо больше, чем при ходьбе».
Очень важно подбирать протез в соответствии с уровнем активности пациента. Конструкция, предназначенная для активных движений, в качестве первого протеза не годится, так как слишком сложна в освоении, а потому значительно затруднит процесс реабилитации.
Комплектация изделия подбирается индивидуально, но с возможностью дальнейшего развития. В зависимости от конфигурации срок эксплуатации современного протеза составляет 2–3 года.
Важно!
Проблемы порой возникают ещё до примерки протеза. Из-за длительного пребывания в неподвижности могут сформироваться контрактуры крупных суставов на пострадавшей стороне, развиться гипотрофия мышц и на сохранившейся конечности, и на стороне усечения. К протезированию необходимо готовиться заранее, укрепляя мышечный корсет, формируя культю при помощи эластичного бинта, занимаясь специальной гимнастикой для профилактики контрактур.
Получить высокотехнологичные протезы, пройти реабилитацию ветеранам помогают благотворительные организации, фонды, такие как «Память поколений».
Комментарий эксперта
— Процесс адаптации к протезу может сопровождаться образованием потёртостей кожи на различных участках культи. В этот период необходимо надевать на культю компенсационные чехлы (выдаются в комплекте с протезом) и, возможно, проводить коррекцию приёмной гильзы.
Кому-то удаётся привыкнуть к протезу быстро и буквально через месяц-другой снова быть в строю. Другие же не могут адаптироваться годами. На это влияют несколько причин. Во-первых, качество протезирования: насколько правильно сделана культеприёмная гильза, соответствует ли она параметрам культи, правильно ли собран сам протез. Во-вторых, время, уделённое реабилитации. В-третьих, возраст пациента и состояние его здоровья. Конечно, молодые и сильные адаптируются к протезам быстрее, чем люди старше 50–60 лет или пациенты, потерявшие конечность вследствие осложнённого течения какого-либо заболевания — сахарного диабета, атеросклероза сосудов нижних конечностей, онкологии и пр. В-четвёртых, для скорейшей реабилитации, безусловно, очень важна мотивация. Если она присутствует, восстановление будет максимально коротким и успешным. Когда человек, не жалея себя, всё свободное время тратит на тренировки, ежедневно достигая поставленных маленьких целей и идя дальше, результат не заставит себя долго ждать.