Время собирать камни. В коллекции Алексея Кривенко хранится 87 метеоритов

Алексей Кривенко. © / Из личного архива

- Впервые я стал свидетелем падения метеорита в 2009 г. Он пролетел буквально над моим домом и упал на пустырь. На следующий день пошёл искать то, что упало, но ничего не нашёл. Зато в следующем году я наткнулся на этот неземной камень, который весил 38 кг. Так начались мои поиски метеоритов, - рассказывает Алексей. 

   
   

Наукой этот феномен ещё не изучен, но на нашей планете есть определённые места, «притягивающие» космических гостей. Например, «зона тишины» на границе трёх мексиканских штатов, куда небесные камни падают каждый день. Или метеоритное плато в Туве, которое усыпано космическими осколками. Есть такое аномальное место и на Дону - настоящее кладбище метеоритов.

Кривенко говорит, что любой, кто хоть раз прикоснётся к метеориту, поймёт, что имеет дело не с простым булыжником.   

- Наши земные камни легки и «мертвы», а метеорит весит всегда больше, чем кажется. Я работал грузчиком и легко таскал по два-три мешка муки, но когда мы с напарником несли метеорит весом 92 кг, то еле прошли 200 метров! Вообще, загадок, связанных с метеоритами, много. Например, стоит сточить алмазным надфилем (напильником) одну из граней камня, как через день-два эта «ранка» затягивается. Так деревья затягивают свои порезы смолой! 

Классифицировать метеориты можно исключительно в лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН. Но Алексей считает, что дорогие исследования меньше всего способствуют науке, а лишь монополизируют сферу и подрезают крылья любителям-поисковикам.

- Если почитать старые книги, то становится ясно: раньше специалисты определяли загадочные камни, как говорится, на кухонном столе. Смотрели на кору плавления, замечали необычные вкрапления, измеряли магнитность. У меня есть «космическое железо», которое не берут кобальтовые свёрла и болгарка, а при обработке оно даёт очень специфический запах. Днём искр при распиловке нет, они появляются лишь в сумерках, светло-красные, как от пламени. Всё это есть в описаниях практиков, но сегодня, пока не заплатишь за анализы, в твою сторону даже не глянут, - сетует ростовчанин. - Всего у нас с  напарником хранится 87 метеоритов. Большинство - это обыкновенные хондриты, «каменные дожди», которые чаще всего падают на землю. Но есть и ахондриты, которые в основном прилетают к нам с Луны или Марса. У меня их около дюжины! 

 На самом деле за некоторые метеориты матёрые коллекционеры готовы отдать баснословные деньги. Например, редкие марсианские осколки в октябре 2012 г. на американском аукционе Heritage ушли за 1750 долларов за грамм.

   
   

Но Кривенко не кривит душой, когда говорит, что помимо стоимости своей коллекции думает и о ценности другого порядка. Камни, с которыми он возится, как с малыми детьми, напоминают ему о том, что наш земной мир со всей его суетой на самом деле песчинка во Вселенной. 

Читайте полную версию »