Волчица с молотком. История женщины, совершившей 17 убийств

Ирина Гайдамачук. © / Павел Лисицын / РИА Новости

Специалисты, работающие по теме маньяков, отмечают, что подобное явление имеет ярко выраженную криминальную принадлежность. Иными словами, среди маньяков крайне мало женщин: подобного рода преступления в подавляющем большинстве случаев совершают мужчины.

   
   

Убийство на улице Ухтомского

Но серийный убийца далеко не всегда оказывается маньяком. Порой преступником движет корыстный мотив. В первом десятилетии XXI века Урал был потрясен серией жесточайших преступлений, которые стали делом рук не мужчины, а женщины.

В 2002 году оперативники города Красноуфимска прибыли в дом на улице Ухтомского, откуда поступило сообщение об убийстве. Жертвой стала пенсионерка, которую неизвестный преступник забил молотком. К сожалению, преступлений подобного рода в ту пору было более чем достаточно. На стариков, имеющих стабильный доход в виде пенсии, а также хранящих в укромном уголке свои «гробовые», шла настоящая охота. Даже родственники нередко поднимали руку на стариков, стремясь добыть деньги для очередной пьянки.

Дело об убийстве на улице Ухтомского быстро стало «глухарем»: свидетелей найти не удалось, отпечатки пальцев, снятые на месте убийства, при проверке по картотеке совпадений не выявили. Милиционеры не могли и подумать тогда, что это только начало чудовищной истории, которая будет продолжаться долгие восемь лет.

Женщина или переодетый мужчина?

Вскоре количество эпизодов начало расти. Сценарий был один и тот же: одинокая пенсионерка, преступник с молотком, похищение незначительной суммы денег.

В феврале 2003 года пенсионерке, ставшей жертвой нападения, удалось выжить. К ней пришла некая женщина, представившаяся работницей соцзащиты. Прямо с порога преступница напала на хозяйку, но та, несмотря на несколько полученных ударов, успела позвать на помощь. На лестничную клетку выбежал сосед, и душегубка поспешила ретироваться. На основе показаний пострадавшей был составлен фоторобот женщины. Правда, далеко не все сотрудники, работавшие по делу, готовы были поверить в то, что безжалостная убийца — дама. Всерьез рассматривалось предположение, что нападения совершает переодетый мужчина.

Во время девятого убийства преступник бросил на месте расправы молоток. Эксперты обнаружили на нем следы крови сразу нескольких жертв. Окончательно отпали сомнения: все преступления являются делом рук одного человека.

   
   

Убийства не прекращались. Более того, преступления со знакомым почерком стали происходить не только в Красноуфимске, но и в Серове, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле.

Ложный след

В 2008 году преступница, представившись сотрудницей службы газа, убила мать заместителя начальника ОВД в Нижнем Тагиле. Для местных милиционеров раскрытие убийства стало делом чести. Были подняты все информаторы из криминального мира, но «классические» преступники напрочь отрицали свою причастность к расправе. Для людей из воровского мира подобное убийство являлось «беспределом» и могло быть только делом рук «отморозков».

Буквально через месяц после преступления в Нижнем Тагиле была задержана некая Мария Валеева, дама без определенных занятий, ведущая, как говорили раньше, антиобщественный образ жизни. Валеева рассказала, что все убийства старушек — дело ее рук. По версии задержанной, она стала ненавидеть пенсионерок, после того как одна из них помогла 14 мужчинам совершить групповое изнасилование Валеевой. 

Оперативники уже взялись «закреплять» показания «пойманной убийцы», когда пришло сообщение о совершении очередного преступления с тем же почерком. Стало ясно, что Валеева не имеет отношения к расправам. Просто некоторые милиционеры, найдя подходящую кандидатуру, решили повесить на нее всю серию убийств.

В итоге теми, кто работал с задержанной, занялась прокуратура, а следователям пришлось все начинать сначала.

«Малярша Ира»

От отчаяния оперативники были готовы поверить в мистику, настолько неуловимой казалась преступница. Привлекли даже специалистов по паранормальным явлениям, но, естественно, безрезультатно.

В мае 2010 года очередное убийство произошло на улице Ухтомского, той самой, с которой начиналась кровавая серия. 81-летнюю пенсионерку забили молотком, а потом утопили в ванной. Милиционеры привычно проводили опрос знакомых погибшей, не особо надеясь на результат, как вдруг одна женщина сообщила: у пенсионерки делала ремонт некая Ирина. Жертва и ранее обращалась к ней за помощью в мелком ремонте. Но главное, свидетельница вспомнила: работницу пенсионерка нашла в депо, где та работала маляром.

Маляршу Ирину задержали, провели дактилоскопию. Результат был однозначным: женщина и является той, кого местные СМИ прозвали Красноуфимской волчицей. Дальнейшие экспертизы по делу лишь подтверждали первоначальные выводы.

Девушка из «лихих девяностых»

37-летняя Ирина Гайдамачук была классическим продуктом эпохи 1990-х. Обычное советское детство, потом — поступление в вуз. Свежий ветер перемен, однако, склонял не к сражению с гранитом науки, а к чему-то более легкому и необременительному. Ирина закрутила роман с водителем Петром Гайдамачуком, который был на 23 года ее старше, и родила от него дочь.

Жизнь пары была, однако, настолько веселой, что спустя несколько лет муж предпочел расстаться с женщиной: матерого водителя, повидавшего многое, напугало прогрессирующее увлечение Ирины спиртным.

После расставания Ирина отправила дочь в детдом, а сама стала искать нового спутника жизни. В 1997 году ухажером Гайдамачук стал житель Красноуфимска Юрий Кузнецов. Он забрал возлюбленную из Нягани, где она жила, и перевез к себе. Отношения не были оформлены, что не помешало Ирине родить бойфренду дочь. Сам Кузнецов, а также те, кто знал Гайдамачук в Красноуфимске, утверждали, что ничего странного в ее поведении не замечали. Дом женщина содержала в чистоте, еду готовила, о дочке заботилась. Проблемы с алкоголем были, но, по мнению домашних, фатального характера не носили.

Гражданский муж как мог пытался отучить Ирину от привязанности к стакану. Но незадолго до ареста Гайдамачук ушла из семьи.

Вкус крови

Таких женщин, «пришибленных» «лихими девяностыми», в России сотни тысяч, возможно, даже миллионы. Однако большинство из них в монстров не превращаются.

Удивительно, но Ирина Гайдамачук руководствовалась той же логикой, что и ельцинские реформаторы: старики свое отжили, они продукты уходящей эпохи и должны уступить дорогу молодым.

По версии следствия, первое убийство на улице Ухтомского не было подготовленным. Гайдамачук, нанявшаяся к пенсионерке белить потолки, решила ее обокрасть. Но в тот момент, когда Ирина лазила по ящикам, появилась хозяйка, которая стала кричать на маляршу. Гайдамачук схватила молоток и несколько раз ударила несчастную по голове. Потом она взяла деньги, которые нашла, и ушла из квартиры.

Погибшая никому не рассказывала о женщине, нанятой для выполнения ремонта. Это позволило Гайдамачук избежать задержания.

Поняв, что убийство сошло с рук, Ирина вошла во вкус. Она стала выслеживать одиноких пенсионерок, затем появлялась у них в квартире, выдавая себя то за сотрудницу службы газа, то за работницу социальных служб. Надо сказать, что общаться с людьми и вызывать к себе доверие Гайдамачук умела. Убедившись, что жертва одна, Красноуфимская волчица наносила удар молотком, который приносила с собой.

На свободу в 2030-м

Ирина сохраняла абсолютное спокойствие и хладнокровие. Ее не смутил появившийся в городе фоторобот подозреваемой, в котором были узнаваемые черты Гайдамачук. Один раз она спокойно оставалась в квартире с убитой пенсионеркой, когда в дверь звонил участковый. Женщина дождалась, пока тот уйдет, после чего выбралась из квартиры.

За восемь лет Гайдамачук совершила 17 убийств пенсионерок в возрасте от 61 до 86 лет. Эксперты института имени Сербского дали заключение: определенные психические отклонения у женщины присутствуют, однако невменяемой она считаться не может. Ни о каком обогащении речи не шло: самой крупной добычей Гайдамачук были 16 000 рублей, а всего у жертв она похитила около 50 000 рублей. Еще одно прозвище Гайдамачук — Раскольников в юбке. Но никаких душевных мук и раскаяния на суде заметно не было.

Согласно части 2 статьи 57 УК РФ, к женщинам в России не применяется сама тяжкая мера наказания: пожизненное заключение.

В июне 2012 года Ирина Гайдамачук была приговорена к 20 годам лишения свободы. На свободу серийная убийца должна выйти в 2030 году, хотя, возможно, это произойдет и раньше.