«Везите сами». Скорая не приехала к умирающей восьмилетней девочке

В запутанных обстоятельствах смерти Ани сейчас разбираются несколько ведомств. © / Из личного архива

«Скорая отказалась ехать»

«Веселая, добрая, справедливая, послушная, дружелюбная, училась на 4-5», — так вспоминает восьмилетнюю Аню близкая подруга семьи Екатерина (имя изменено).

   
   

Она рассказывает, что в тот субботний день девочка пожаловалась на плохое самочувствие. Почти всю учебную неделю Аня пропустила, так как была на больничном. По словам женщины, ребёнку поставили диагноз ОРВИ, но не брали кровь на анализы.

К пятнице Ане стало лучше, она вернулась в школу. Вечером она была бодрой, играла с мамой.

«Ещё в пятницу девочка ходила в школу, бегала, играла. Незадолго до того, как у неё в субботу поднялась температура, она только говорила, что не очень хорошо себя чувствует, просто слабость была», — рассказывает подруга семьи.

Когда у девочки температура подскочила до 40, приехала скорая помощь. Врач поставил укол, и бригада уехала.

«Родителям сказали, что укол подействует и температура спадёт, — говорит Екатерина. — Но пошло всё не так. У девочки резко упала температура и давление, пошли синие пятна по телу. Врачи даже не предложили ехать в больницу, сказали, что после укола пройдет».

Родители повторно позвонили в скорую помощь, но, по словам Екатерины, получили отказ.

   
   

«Приезжайте сами!», — передаёт слова диспетчера Екатерина.

Добраться до больницы Ане и её родителям помог муж Екатерины, но время ушло: в полночь девочка скончалась в больнице. Родителям ребёнка сообщили, что причиной смерти стала менингококковая инфекция. Сначала ни они, ни друзья семьи не верили в диагноз, но повторная экспертиза, проведённая специалистами из Перми, подтвердила причину смерти.

Друзья семьи недоумевают, почему ребёнка не отправили в краевую больницу. Фото: АиФ/ Лариса Садыкова

«Я очень надеюсь, что врачи понесут ответственность. Да, они не виноваты в том, что нашей больнице не выделяются лекарства, но в Пермь-то можно было отправить», — возмущена Екатерина.

«Можно я сожгу больницу?»

Произошедшее взбудоражило жителей Верещагино. Некоторые вспомнили, что им тоже не раз приходилось либо долго ждать скорую помощь, либо добиваться того, чтобы больного везли в краевой центр.

Жители Верещагино часто жалуются на качество медицинской помощи в населённом пункте. Но основные жалобы они предъявляют не скорой помощи и тому, как врачи лечат, а участковым и узким специалистам. Пациенты сообщают, что врачей не хватает, поэтому попасть на приём затруднительно:

«Женщины, сегодня я видела чудо! В нашей женской консультации аж два врача на приёме. Но только в одном кабинете есть исправное кресло. Так что чудеса бывают, хоть и не в полном объёме», — пишет в соцсетях жительница Верещагино. Другие женщины негодуют, что по 3-4 недели не могут записаться к специалистам.

«Можно я сожгу нашу больницу? Быстрее сдохнешь, чем на приём попадёшь к нашим глубокоуважаемым врачам», — такой крик души опубликовал местный паблик в начале сентября.

«У нас нет достаточного оборудования, медикаментов, и не хватает персонала, — говорит Екатерина. — Всего 2 машины на весь Верещагинский район, реанимобиля нет. К детям и взрослым приезжают одни и те же бригады. Педиатр дежурный, насколько мне известно, в отделении скорой помощи сидит, ездит он или нет — не знаю. Уже второй ребенок за этот год умер, плюс ещё неизвестно сколько взрослых».

В Верещагино в 2018 году в больнице умерли две девочки. Фото: АиФ/ Мария Сафина

Ещё один случай смерти ребёнка в верещагинской больнице, о котором говорит Екатерина, произошёл в апреле. Пятилетняя девочка скончалась при похожих обстоятельствах, но от другого заболевания. Она около недели находилась на амбулаторном лечении. 13 апреля наступило ухудшение, и девочку срочно госпитализировали в Верещагинскую районную больницу. Там ей оказали медицинскую помощь, но вечером того же дня она умерла. 

Проверят и родителей, и врачей

В запутанных обстоятельствах смерти Ани сейчас разбираются несколько ведомств. Министерство здравоохранения Пермского края начало собственную проверку по факту случившегося.

Верещагинский межрайонный следственный отдел СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Как сообщили в краевом СКР, предварительно установлено, что вечером 13 октября 2018 года в реанимационное отделение ГБУЗ ПК «Верещагинская ЦРБ» в тяжёлом состоянии была доставлена восьмилетняя девочка, которая в тот же день скончалась. В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного преступления, в том числе причины смерти ребенка, назначены и проводятся необходимые судебные экспертизы.

Как сообщает прокуратура Пермского края, особенно внимательно проверят больницу, в которой скончался ребёнок. Оценят соблюдение стандартов оказания медицинской помощи, её своевременность и качество. Также правовую оценку дадут условиям воспитания и жизни девочки в семье. 

Коварство менингита

По словам заведующей детским стационаром Пермской краевой больницы, заслуженного врача РФ Галины Батраковой, начало менингита неспециалисту определить сложно, так как его признаки схожи с ОРВИ — температура, насморк, боль в горле. Уже позже появляется сыпь, но она бывает не во всех случаях.

«Родителю будет сложно определить. Но в любом случае, если повысилась температура, тем более до 39-40, немедленно нужно обратиться к врачу за медицинской помощью. Менингококковая инфекция — это острое инфекционное заболевание, которое вызывают бактерии менингококки, — рассказывает врач. — Обычно встречается в осенне-зимний период параллельно с острыми респираторными заболеваниями. Старшие дети могут жаловаться на светобоязнь, на сильные головные боли. Появляется тошнота, рвота, которая не приносит облегчения. Уже потом появляются менингеальные синдромы, а начало всегда острейшее. Преобладают симптомы интоксикации: слабость, вялость, ребёнок отказывается от еды. Это отличает заболевание от респираторной инфекции».

Врач настоятельно рекомендует вызывать медицинскую помощь, когда температура поднимается до критических 39-40. Промедление в этом случае чревато тем, что менингококки проникают в кровь и заболевание развивается по типу септического процесса. Происходят кровоизлияния практически во все органы и ткани, развивается шок, так как при распаде менингококков выделяются токсины.

«Развивается полиорганная недостаточность и больного можно потерять за несколько часов, — поясняет Галина Батракова. — В домашних условиях лечение невозможно, даже при локализованных формах». 

Специалист отмечает, что в группе риска всегда дети раннего возраста, но, по её словам, инфекционисты и эпидемиологи склонны считать, что Россия стоит на пороге эпидемии менингококковой инфекции:

«Уже в течение 20 лет у нас относительное благополучие по этой инфекции, но на сегодня растёт число смертельных случаев при небольшом проценте заболевших. Это настораживает. Идет эпидемиологический подъем, сейчас болеют дети не только раннего возраста, но и подростки, молодые люди 17-25 лет, у которых заболевание несёт тяжёлый молниеносный характер и может закончиться смертельным исходом без оказания медицинской помощи в течение 1-2 суток».

Врач поясняет, что родители зря пугают детей тем, что прогулка без шапки грозит менингитом:

«Прогулка без шапки — это даже закаливающая процедура, но, конечно, смотря в какое время года и при какой температуре. Источником менингококковой инфекции является носитель. То есть человек может быть носителем и не знать об этом. Либо это больной человек в инкубационный период, в первые часы заболевания. Если не было контакта с носителем, то заболеть от того, что переохладился — нельзя. Вирусы могут ослабить организм, поэтому на фоне ОРВИ и гриппа тоже часто встречаются случаи менингококковой инфекции. Иногда родители так и говорят, что примерно за неделю до заболевания ребёнок переболел ОРВИ. Но так бывает не всегда».