В клюве принесли. Подводник собрал уникальную коллекцию птичьих голосов

Он был «ухом» подводной лодки, а теперь слушает пение птиц. © / Из личного архива

Своей любовью к птичьим голосам Николай Мазепа обязан службе на флоте. В конце 80-х его призвали в отряд подводного флота по специальности «акустик», а оттуда после учёбы отправили служить на атомную подводную лодку К-475, бороздившую свинцовые воды Северной Атлантики в районе Гренландии. 

   
   

Акустик - это «уши» всей подводной лодки. Именно он прослушивает при помощи приборов пространство за корпусом судна на многие километры вокруг, отслеживая и записывая шумы вражеских судов и подводных лодок. «Нас обучали запоминать разные шумы. У американцев тогда уже были компьютеры, через которые прогоняли звуки, и они выдавали информацию об их происхождении. Мы же были вынуждены определять тип судна на слух. Сопоставляли услышанное с тем, что проходили в учебном центре. Записывали звуки на бобинный магнитофон и отправляли командованию», - вспоминает Николай. Служба закончилась в 1991 г., во времена распада СССР. Николай устроился машинистом компрессорных установок на цинковый завод, где проработал 22 года. Воинская специальность помогла и там. 

Фото: Из личного архива

«На заводе тоже слушаешь - определяешь, в норме компрессор или нет, исправна машина или в ней что-то сломалось. Если постукивает, значит, пора подшипники менять или что-то другое», - улыбается он.

К коллекции птичьих голосов Николай пришёл случайно. Как-то по просьбе своих детей он решил сделать подборку звуков музыкальных инструментов. Началась работа в Интернете - брал фотографию какой-нибудь южноафрикан­ской вувузелы, давал ей описание и прикладывал соответствующее звучание. Так появилась целая музыкальная коллекция. Стал думать, к чему ещё приложить умение распознавать звуки. Выбор пал на птиц.

«Возьмите, к примеру, собак одной породы - у  них у всех будет одинаковый лай. А птицы в отличие от животных индивидуальны. Я всегда думал, что звук, который слышал с детства, издают голуби, а оказалось, что это были кольчатые горлицы. В общем, начал записывать голоса, сопоставлять их с теми, что есть в Интернете, и подбирать соответствующее изображение», - объясняет он. В процессе работы бывший акустик невольно стал знатоком пернатых.

«Оказалось, что только воробьёв существует больше десяти видов и у каждого индивидуальное звучание.  

А в городах их всего два вида - полевые и домовые. И между собой они не скрещиваются. А вы знаете, что трясогузки гоняются за воронами? И даже могут напасть на коршуна! Но не с целью охоты, а охраняя птенцов. При этом трясогузка мельче воробья - у неё просто хвост длинный. Или вот ещё. Соловей - отнюдь не «первый солист» среди певчих птиц. Конкуренцию ему вполне могут составить дрозд, ласточка или славка. А «записная певица» иволга в момент опасности орёт, как кошка», - увлечённо рассказывает коллекционер.

   
   

Часть птичьих голосов акустик записывает сам. По его словам, он готов часами ходить по лесам с микро­фоном, чтобы поймать чью-нибудь редкую трель. За несколько лет в его коллекции набралось почти 4 тыс. различных звуков. Найти их можно на Youtube-канале Николая. Этим каналом часто пользуются учителя биологии, которые потом пишут челябинцу письма с благодарно­стями. С помощью собранных им голосов уроки становятся интереснее - дети не просто узнают о жизни, к примеру, сокола, но и могут его услышать.

Мечта Николая - собрать пение всех птиц мира. А их почти 11 тыс. видов.

Читайте полную версию>>