В COVID-19 обвиняют русскоязычных. В Латвии начали новую «охоту на ведьм»?

Русские и русскоязычные участники акции "Марш света против тьмы" в защиту образования на русском языке в Риге, Латвия. © / Сергей Мелконов. / РИА Новости

Борьба с COVID-19 превратилась в изнурительный сериал, в котором редкие минуты затишья сменяются длительными эпизодами обострения. Людей раз за разом отправляют сидеть по домам, отчаянно пытаясь сбить новую волну. 

   
   

«Процесс не пошел должным образом»

История учит, что нередко в таких ситуациях в различных обществах наблюдался психоз, когда большинство пыталось найти виновных во всем. В разные эпохи это выливалось в «охоту на ведьм», еврейские погромы, преследования нацменьшинств и т.д.

Современная Латвия в этом плане вернулась к старым традициям. Виновниками очередного обострения эпидемии в стране названы русскоязычные. 

C 21 октября в Латвии решением правительства страны был введен жесткий локдаун на период до 15 ноября. Большинство магазинов, развлекательные и учебные заведения закрыты. Причиной таких мер стал резкий рост числа заболевших. К примеру, 27 октября было зафиксировано 3206 случаев заболевания, что стало национальным рекордом за весь период пандемии. В тот же день в стране умерло от коронавируса 33 человека — такой смертности не было уже на протяжении года.

Показатели незначительные только на фоне более крупных стран, но для самой Латвии они пугающие.

Премьер-министр республики Кришьянис Кариньш на пресс-конференции объяснил, почему так происходит: «Процесс вакцинации не пошел должным образом… Если мы радикально что-то не поменяем, больницы не смогут помочь не только больным коронавирусом, но и тем вакцинированным, у которых обострятся другие заболевания… Я должен извиниться перед всеми вакцинированными, что наши усилия не увенчались успехом. Это несправедливо, но мы вместе должны нести это бремя».

«Они не пользуются информацией, которая предлагается на национальном языке»

Виновников в распространении инфекции нашли быстро — все последние недели в Латвии пишут о том, что вакцинация сорвалась из-за нежелания представителей русскоязычного меньшинства прививаться.

   
   

Портал Rus.lsm.lv опубликовал интервью со старшим пульмонологом Клинической университетской больницы им. П. Страдиня Зайгой Кравале: «Четыре из пяти пациентов — русскоговорящие. У нас ощущение, что эта группа пациентов не такие, которые против вакцинации, но это пациенты, которые как-то не услышали эту информацию. С ними недостаточно, может, говорили».

Руководитель Латвийского общества больниц Евгений Калейс высказался еще откровеннее: «Русскоязычное население получает информацию из других источников, и, очевидно, эти источники не слишком правильные, или не дают хорошую информацию о том, что делать. И они не пользуются информацией, которая предлагается на национальном языке».

Чувствуете привкус старого доброго нацизма? Русские не знают латышского, слушают неправильные СМИ, где их учат неправильному, и оттого болеют чаще. А заодно и становятся переносчиками инфекции.

Правда, более умеренные эксперты указывают на то, что большее число случаев заражения среди русскоязычных объясняется тем, что они, в основном, проживают в крупных городах, где риск подхватить инфекцию объективно больше. Но властям Латвии проще считать, что русскоязычные — это дикари, вредящие и себе, и окружающим.

«Колонисты не торопятся вакцинироваться и теперь перегружают больницы»

Депутат латвийского Сейма от партии «Национальное объединение» Янис Иесалниекс у себя в Twitter написал: «Латышские дети теперь не смогут учиться и заниматься спортом, потому что приехавшие в советское время колонисты не торопятся вакцинироваться и теперь перегружают больницы. Так несправедливо». Автор данного поста является членом партии, входящей в правящую в Латвии коалицию.

Вообще, создается ощущение, что где-то под Ригой работает школа печально известного нацистского медика Менгеле. Только этим можно объяснить высказывания латвийских докторов относительно больных русскоязычных жителей страны.

Семейный врач Андрис Бауманис в интервью журналу Ir заметил, что русскоязычные слишком долго ждали вакцины «Спутник V» и теперь за это расплачиваются: «Нам нужно понять две вещи. Во-первых, в течение многих лет нам не удавалось интегрировать большинство русскоязычных в латвийское общество. Трудно интегрировать людей, которые к этому не готовы, потому что считают себя великой нацией… Много смертей. Умирать будут в основном непривитые русскоязычные люди пенсионного возраста. Цинично, но это окажет положительный эффект на социальный бюджет, потому что каждый умерший его разгружает».

Разбираясь в ситуации в Латвии, трудно отделаться от ощущения, что ситуация с ограниченным доступом русскоязычных к вакцинам и информации о вакцинации создается искусственно. И не мифической «пропагандой Кремля», а самими латвийскими властями.

«Я вакцинируюсь, потому что хочу встретиться с прабабушкой и прадедушкой»

Оставим в стороне полное игнорирование «Cпутника V» — это проблема не столько латвийская, сколько общеевропейская. Но вот что там с пропагандой вакцинации?

Весной 2021 года в Латвии проходила кампания «Два миллиона причин вакцинироваться!» Среди плакатов было и фото экс-футболиста сборной Латвии Каспара Горкша с подписью на латышском: «Я вакцинируюсь, потому что хочу поехать в гости к бабушке и дедушке». Рекламное агентство Nord DDB Rigа выпустило и вариант плаката на русском языке, но там текст был таков: «Я вакцинируюсь, потому что хочу встретиться с прабабушкой и прадедушкой». Разумеется, эффект от такой «рекламы» получился прямо противоположный задуманному.

Руководитель агентства Андрис Рубинс выступил с извинениями: «Мы хотим искренне извиниться как перед русскоязычными жителями, которых задела ошибка перевода в рекламных материалах, так и перед всеми участниками процесса вакцинации: врачами, медсёстрами, другими работниками медицинских учреждений и всеми, кто заботится о том, чтобы процесс вакцинации в Латвии проходил гладко и быстро».

Рекламировать вакцинацию на русском запретил Центр государственного языка

Но дело, конечно, не только в одном дурацком плакате. Весной 2021 года министр здравоохранения Латвии Даниэль Павлютс в программе «Точки над i» телеканала LTV7 признался: «Большая тема — это вообще доступность каналов, вещающих на русском языке. То есть мы испытываем определенные трудности с достижением русскоговорящей части населения Латвии по телевидению и так далее… Мы получаем критику из-за наших попыток издавать материалы о вакцинации на русском. У нас есть определенное общение с Центром государственного языка и так далее… Например, мы не имеем права издавать газету, которая одновременно на латышском и на русском языке».

Эта не ошибка и не оговорка министра — распространять печатные материалы о вакцинации на русском языке запретил директор Центра государственного языка (ЦГЯ) Марис Балтиньш. По той причине, что русская газета может случайно попасть в … почтовый ящик латышу. Видимо, русский текст на латыша воздействует так же, как чеснок или святая вода на нечисть — а как еще это прикажете понимать?

Десять дней тому назад Национальный совет по электронным СМИ отозвал лицензию у Первого Балтийского канала. Такое решение вполне вписывается в курс правительства на ликвидацию русскоязычных СМИ, но особенно любопытно, что произошло это после того, как ПБК анонсировал цикл передач о необходимости вакцинации. Во времена оные подобные действия чиновников именовали «вредительством» с соответствующими для них последствиями. 

Оазис апартеида

В правительстве Латвии сейчас идет жесткая дискуссия относительно того, можно ли Минздраву разрешить рассылку материалов по вакцинации русскоязычным жителям страны. Часть министров даже в это ситуации против малейших языковых послаблений. Фактически языковое меньшинство в Латвии сознательно отрезается от источников информации, а затем самих людей, загоняемых правительством в угол, обвиняют в несознательности и «распространении инфекции».

Если бы где-нибудь в Германии официальные лица стали бы обвинять в распространении COVID-19 мигрантов, а доктора стали бы рассуждать о пользе вымирания нетитульной нации для снижения социальной нагрузки, что бы сделали и с теми, и с другими? Гарантированный конец карьеры, а, возможно, и уголовное преследование.

Но Латвия — это оазис очень странных отношений к другим нациям, на существование которого цивилизованной Европе глубоко плевать.