В столице завершился ежегодный конкурс «Педагоги года Москвы». В номинации «Педагогический старт» победа досталась учителю русского языка и литературы школы № 2086 Айнуру Бекетову. Он родился в Астрахани, окончил бакалавриат Южного федерального университета в Ростове-на-Дону и магистратуру в Московском городском педагогическом университете. В интервью aif.ru он рассказал о своем подходе к образовательному процессу, пользе гаджетов, несовершенстве нейросетей и не только.
Сергей Дружинин, aif.ru: — С чем вы вышли на конкурс «Педагог года Москвы»? Почему решили участвовать?
Айнур Бекетов: — На конкурс я вышел с идеей необходимости повышать планку для учеников, в контексте использования технологий, которые позволяют стимулировать познавательную деятельность, учебную активность и проецировать полезную сложность. В современном мире дети привыкли к чрезмерному упрощению, которое ведёт к поверхностному знанию, когда в соцсетях им рассказывают о «Преступлении и наказании» за 45 секунд или повсеместно предлагают списать сочинение с помощью ChatGPT. Я решил учить детей уходить от этого и стремиться к высоким планкам, уметь анализировать и думать — это основная цель, с которой я шёл в финал.
— Что бы вы назвали самым сложным и самым интересным в конкурсе?
— Конкурс длился долго, почти четыре месяца, причём без отрыва от работы. Совмещать было непросто, но очень полезно — новые знакомые по кругу интересов, единомышленники, с которыми продолжается общение. Из интересного — импровизационные задания, которые были в финале. Тогда нужно было без подготовки отвечать на вопросы от родителей, СМИ, коллег, учеников. К такому не подготовиться, и каждый мог проявить свои навыки.
— Если сопоставить ваши школьные годы и школу сегодняшнего дня —многое ли изменилось в сфере образования?
— Мне кажется, что да. Это особенно заметно по московской школе. Значительно стало больше цифровизации. Я оканчивал при бумажных дневниках, сейчас они не используются. Сегодня в московской школе для 11-ых классов существует проект практикумов подготовки к ЕГЭ. Это очень здорово, когда ребята в школе на дополнительно выделенных занятиях готовятся к экзаменам. В моё время такого не было. На мой взгляд, сегодня темпы возрастают, современный мир диктует такие условия, им приходится узнавать больше, работать быстрее для того,чтобы справляться с задачами, которые перед ними появляются.
— Что Вас радует в работе, что мотивирует?
— Радует видеть, как ребята искренне радуются своим успехам. Нравится видеть, как они растут, как они понимают и осознают то, что литература или русский язык стали нравиться больше, что-то в предметах стало понятнее. Это то, что придаёт сил и стимул двигаться дальше и становиться лучше. В такой отдаче от детей и кроется то сокровенное.
— Поговорим об учениках, сегодня они больше времени проводят в смартфонах, чем в книгах. Как современному учителю наладить контакт с учениками в эпоху гаджетов?
— Сложный вопрос, мой ответ не подойдёт всем, но, как вариант — современному учителю попасть в смартфоны и гаджеты детей и там транслировать знания. Я веду свой видеоблог, снимаю полезные образовательные ролики. Я точно знаю, что на меня подписаны дети, они смотрят и пересказывают мои ролики. Через знакомую для них среду я рассказываю то, что будет для них полезно. Детям это помогает проникнуться и связать с заданиями на уроках, так можно их интерес направить в нужную сторону. Гаджеты должны способствовать, а детям получать полезные знания.
— Продолжая тему гаджетов, сейчас все переписываются в мессенджерах и соцсетях. Там же есть автозамена, которая поправит ошибки, стали ли современные дети менее грамотными под влиянием гаджетов?
— Могу ответить за ребят, с которыми работаю. Ничего страшного не происходит. Ребята показывают хорошие результаты, в том числе и по независимым диагностикам Московского центра качества образования. На мой взгляд, они точно разграничивают письмо в сети и письмо в обычной жизни. Как показывают исследования, это работает и со взрослыми, в сети они позволяют себе отказаться от многих формальностей, так как это совсем другая среда. Далеко не всегда то, как мы пишем в интернете, отражает, насколько человек владеет языком. Да и автокоррекция иногда предлагает неправильные варианты.
— В плане саморазвития, не планируете запустить авторский учебный курс или, может, освоить преподавание нового предмета?
— Возможно, в будущем. Я давно занимаюсь подготовкой школьников к экзаменам, преимущественно одиннадцатиклассников. Идея создания образовательного продукта, который сделал бы их подготовку комфортной, давно у меня на уме, но пока не получается реализовать. Я набираюсь опыта и смотрю на возможные формы того, как это можно осуществить.
— Какое литературное произведение нужно обязательно прочитать детям?
— На самом деле, если говорить о школьной программе, это зависит от класса. Для старшеклассников я бы советовал «Цветы для Элджернона» Даниеля Киза. Эта история об отношениях к другому человеку, сострадании и добре. Про то, как, получив что-то большее, мы можем это потерять и снова достигнуть вершин. Это то, что стоит прочитать подросткам, это написано интересно и может увлечь. История, показанная через отношения героя с мышонком, знакомым образам по мультфильмам, способна зацепить в начале и вынести для себя что-то важное и нужное.
— Говорят, что современные дети стали мало читать, так ли это?
— Я считаю, что да, как и взрослые, тоже читать стали меньше. Такая тенденция во всём мире. Это связано с тем, что социальные сети предлагают нам очень короткие форматы, они становятся привычными, а большие тексты воспринимаются с трудом. Особенно, когда в интернете можно найти краткий пересказ чего угодно. Но я не могу сказать, что дети не читают совсем. Уроки литературы проходят интересно. Наши с коллегами наблюдения наводят на мысль, что никакой трагедии, о которой говорят, нет.
— Задам неожиданный вопрос. Какое ваше любимое блюдо в школьной столовой?
— Наверное, это то, что ещё осталось с моих школьных лет, — пицца из столовой. Она особенная, в ней присутствуют солёные огурцы, которые обычно не добавляют в пиццу. Иногда на перемене спускаюсь в столовую и покупаю её себе.
— А вы помните своего учителя русского языка?
— Да, их было несколько. Помню первого — Татьяну Никифоровну. Своей исключительной точностью, академичностью, в некоторой мере строгостью, смогла привить мне понимание, что к русскому языку нужно относиться с особым вниманием. Следующий учитель — смог продолжить то, что в нас вложила Татьяна Никифоровна, ту системность и последовательность. И уже в старшей школе был педагог, с которым я до сих пор поддерживаю общение, это не просто учитель, а наставник.
— И последний вопрос, бывали ли в вашей карьере забавные случаи?
— Одна ученица написала сочинение по «Капитанской дочке». Читая сочинение, я очень удивился. Там были такие небылицы, что даже в интернете не найти. Там было сказано, что Маша Миронова отправилась к императрице просить не за Петра Гринёва, а за своего отца. Оказалось, что девочка использовала Chat GPT для написания сочинения. Она поняла, что что-то пошло не так, но времени проверять у неё не было. Это хорошее напоминание, что нейросети ещё далеки от идеала. Это стало темой для одного из моих мастер-классов.