«Удивляюсь, как они не погибли». Путешественник снял фильм о команде Кусто

Петербургский путешественник Александр Ингилевич снял полнометражный фильм об экспедициях команды Жака Ива Кусто. Съёмочная бригада побывала в тех местах, где 60 лет назад исследователи Мирового океана ходили на знаменитом корабле «Каллипсо». Александр и его единомышленники посетили подводный дом «Преконтинент-2», сплавлялись по Нилу на парусной лодке, видели самых опасных в мире акул и пообщались с теми, кто прошёл вместе с Кусто весь путь таинственных опасностей и захватывающих приключений. «Участники команды рассказали нам удивительные вещи, — признаётся Александр. — Я удивляюсь, как они вообще не погибли тогда, ведь они были первопроходцами! Кусто много требовал от команды и говорил: «Если у человека необычная жизнь, отказаться от неё он просто не имеет права!».

   
   

«Команда всегда оставалась в тени»

Идея снять фильм об экспедициях Жака Ива Кусто появилась у путешественника Александра Ингилевича, когда в Петербург приехал главный инженер команды французского исследователя — Андре Лабан. Он выступил в Русском географическом обществе и рассказал о судьбе корабля «Каллипсо».

Путешественник из Петербурга повторил экспедицию Кусто и снял об этом фильм. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

«Когда Лабан только окончил университет по специальности “химик-технолог”, он увидел объявление о наборе людей для исследований и экспедиций на корабле “Каллипсо”, — говорит Ингилевич. — Он пришёл к Кусто и попросился в команду. Тот поинтересовался, что он умеет делать. Лабан ответил — ничего. Тогда Кусто заявил, что Андре ему отлично подходит! Две недели испытательного срока растянулись для Лабана на 20 лет. Он был с Кусто во всех путешествиях и стал создателем подводного аппарата. Так я понял, что о команде почти ничего неизвестно: она всегда оставалась в тени!».

Александр не был дома полтора года. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

Александр решил снять большое полнометражное кино об экспедициях команды Кусто. Путешественник побывал там, где исследователи ходили на корабле «Каллипсо» и снимали свой первый фильм под название «В мире безмолвия». Маршрут пролегал через Францию, Монако, Кубу, Коста-Рику и Египет. Главной целью Ингилевича и его помощников стало не просто рассказать о личностях команды Кусто, но и показать, как изменился мир через 60 лет после путешествий первопроходцев.

Первые в Мировом океане

Съёмки длились полтора года. За это время Александр и его единомышленники взяли более 50 интервью. Они беседовали с учёными, геологами, биологами, исследователями и участниками команды Кусто. «Андре Лабану скоро 90 лет, а он до сих пор ныряет, пишет картины, пьёт вино, ест устриц и кокетничает с дамами, — восхищён Ингилевич. — Когда мы снимали в Монако, он ехал к нам на своей машине целых 8 часов!».

Большая часть съёмок проходила под водой. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

Александр уверен: все участники команды Кусто — невероятные люди, они смогли преодолеть опаснейшие испытания и остаться невредимыми. Кусто вместе с инженером Ганьяном изобрели акваланг: в нём было сложно погружаться и дышать, но отважные исследователи ныряли по ночам с только что созданным снаряжением и не боялись погибнуть. В настоящее время вряд ли кто-то рискнул бы повторить такой подвиг, но, если бы команда Кусто не пошла на подобные безумства, ряд исследований Мирового океана так и не был бы проведён!

На запись интервью с другим участником команды Кусто, 79-лентим Ивом Омером, ушли десятки дублей: тот был полон энергии и экспрессии и постоянно норовил выпрыгнуть из кадра. Исследователи говорили о жизни на подводных станциях, корабле «Каллипсо», общении с акулами и, конечно, о личности своего капитана. «Они говорят, что Кусто был настоящим лидером с невероятной харизмой, — рассказывает Ингилевич. — Да, он много требовал, но и очень многое давал. Лабан и Омер жалеют современных любителей погружений, ведь у них не будет всего того, что было у команды Кусто. Они были первыми, все открытия были для них! Кусто дал своей команде необычную жизнь, полную приключений».

   
   

Полтора года съёмок

Съёмки были очень насыщенными. Ингилевич со своей командой побывали в Санари-Сюр-Мер, где стоит дом Кусто: именно отсюда начались великие исследования. «Были три друга — Филипп Тайе, Фредерик Дюма и сам Кусто, — говорит путешественник. — Они положили начало исследованиям, и люди называли их подводными мушкетёрами. В небольшом музее даже сохранились фрагменты их первого снаряжения!».

Экспедиция побывала на острове Кокос – крупнейшем необитаемом острове Тихого океана. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

Бригада проводила съёмки в Монако, где Кусто работал директором океанографического музея, и в Египте, где снимался фильм «В мире безмолвия». Александр и его единомышленники снимали затонувший военный корабль в Красном море, сплавлялись на парусной лодке по Нилу, а потом поднимались над рекой на воздушном шаре и смотрели, как восходит солнце. На Кубе путешественники пообщались с бычьей акулой — самым опасным хищником в мире, по мнению учёных. Команда погостила и на острове Кокос в Коста-Рике, крупнейшем необитаемом острове в Тихом океане.

Путешественники увидели самых опасных в мире акул. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

На рифе Шаб-Руми в Судане съёмочная бригада спустилась в подводное поселение Кусто — «Преконтинент-2». От лаборатории осталось немного, но увиденное поражает. «Там до сих пор стоит ангар для “Ныряющего блюдца” — подводного аппарата, изобретённого Лабаном, — вспоминает Александр. — Сейчас этот ангар оброс кораллами и напоминает заброшенную летающую тарелку на ножках. Сохранились ангар для оборудования, остатки противоакульих клеток и аквариумов, в которых команда держала рыб».

На рифе Шаб-Руми сохранились фрагменты подводной лаборатории Кусто. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

«Каллипсо» — как птица Феникс!»

Часть съёмок прошла во Франции, в Марселе, где 60 лет назад всё начиналось, и стоял корабль «Каллипсо». В конце прошлого века, когда Кусто уже не было на свете, корабль затонул в Сингапуре и несколько суток пролежал на дне. Затем его подняли и увезли во Францию, где он простоял в ангаре все эти годы. Наконец, в Турции нашлись мастера, которые вызвались отремонтировать легендарный корабль и дать ему вторую жизнь. Сейчас они уже приступили к работе, и через два года «Каллипсо» снова будет на ходу.

В Красном море россияне сняли затонувший корабль, который есть и в фильме Кусто. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

«Для всех участников команды Кусто “Каллипсо” — живой организм, — объясняет Ингилевич. — Он стал для них родным домом. Мы знаем этот корабль по фильмам Кусто: все молоды, а судно разрезает волны форштевнем. “Каллипсо”, словно Феникс — умирающая, но возрождающаяся птица!».

Путешественники познакомились с флорой и фауной Кубы. Фото: Из личного архива Александра Ингилевича

Отснятого материала Александру хватило на целую серию небольших документальных видео и на большой полнометражный фильм. Сейчас он ещё в работе, а летом в Русском географическом обществе состоится долгожданная премьера. Фильм выйдет на трёх языках, русском, английском и французском, и расскажет, как изменились места, в которых проходили экспедиции Кусто.

Ингилевич объехал полмира вместе со съёмочной бригадой. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Зритель увидит, что стало лучше, а что хуже, — отмечает Ингилевич. — Изменилось многое. В Египте развился туризм. На Кубе во времена Кусто вёлся промышленный отлов рыбы, а сейчас там заповедник. Остров Кокос теперь охраняют: на нём живут только рейнджеры, которые защищают территорию от браконьеров и конфискуют рыбацкие снасти. Их на острове целые бочки! Рейнджеры обрезают рыболовные крюки, вешают на шнурок и продают в качестве сувениров». Возможно, премьеру фильма посетит сам Андре Лабан, который сейчас учит русский язык. 90-летний инженер хочет одним из первых увидеть кино о тех, с кем он прошёл огонь и воду — кино о команде, ставшей для него целой жизнью.