Стоктон Раш — владелец компании, которая отправляла экскурсионный батискаф «Титан» к остову затонувшего в Атлантике легендарного «Титаника». Это он придумал такую экскурсию, это он создал империю глубоководного туризма, которой невероятно гордился. И, наконец, это он сопровождал своих состоятельных туристов почти в каждом погружении.
Батискаф барахлил давно, но владелец выжимал из него все
Стоктону 61 год. Сейчас он считается пропавшим без вести вместе с капитаном капсулы и тремя гостями: 58-летним британским миллиардером Хэмишем Хардингом и двумя пакистанскими олигархами, отцом и сыном, 48-летним Шахзадой Давудом и его 19-летним сыном Сулеманом.
В британских СМИ сейчас появилось большое количество материалов с плававшими на «Титане» туристами: они в один голос заявляют о том, что батискаф был неисправен. Например, по замечанию одного из них, вместо проектной глубины 4000 метров он мог опускаться всего лишь на 3000 метров, дальше начинало барахлить оборудование. Но туристы вечно просили опуститься еще и еще ближе к «Титанику», и Раш давал команду капитану снижаться. Неоднократно это приводило к проблемам, из-за которых приходилось прерывать погружение и всплывать на поверхность. Двое туристов заметили, что у судна пропадала связь с материнским кораблем, и они всплывали на удачу. Еще один заметил, что у судна отвалился кусок обшивки. Но Раш назвал это «мелочью и ерундой».
Мексиканский блогер Алан Эстрада рассказал, что, когда он погружался к «Титанику» 3 июля 2022 года, у батискафа уже были проблемы: батареи судна внезапно разрядились через 4 часа путешествия, а в процессе на два часа отключилась связь. После того как заряд внезапно оказался на нуле, группе пришлось экстренно всплыть.
Эксперты сходятся во мнении: если судно удастся найти и Раш окажется в живых, миллиардных судебных исков ему не избежать.
«Три слова про океан? Акулы, киты и “Титаник”»
В своем последнем большом интервью, данном год назад, Стоктон Раш делится мечтами: говорит, что дух приключений с ним с детства и с детства же он мечтает оказаться первым человеком на Марсе. «Впрочем, я понял, что Марс — не прибыльная история, а я зарабатываю деньги», — осекся он.
В прошлом Раш — летчик, работал на гражданских судах и в ВВС США. В 44 года он решил, что пора заняться тем, что он по-настоящему любит — покорением глубин океана. «Тем более это экономически очень выгодное дело», — заверял в интервью Раш, имеющий степень МВА и десяток лет проработавший после авиации в коммерческих компаниях на управленческих должностях.
«Почему именно “Титаник”?» — спросили журналисты у бизнесмена.
«Все просто: если вы попросите людей назвать что-то под водой, это будут акулы, киты и “Титаник”».
У «Титаника» дурная слава: среди мореходов считается, что он «забирает» людей к себе. Раш не верил в приметы и мастерски делал деньги. Его компания на момент пропажи батискафа была оценена в 66 миллионов долларов. «Мы — игроки рынка приключенческих путешествий», — говорил он о себе.
«Я понял, что на самом деле хочу исследовать. Я хотел быть капитаном Кирком, и в нашей жизни последней границей будет океан», — ответил он в интервью на вопрос журналиста, почему занялся таким бизнесом. Преодолев последнюю границу в жизни, он и исчез в океане. Возможно — навсегда.
«Глубоководный туризм до неприличия безопасен»
Путешествие к «Титанику» он назвал шансом, который выпадает каждому в жизни — и призывал им пользоваться. «Это уникальный опыт. Вместо того, чтобы потратить 65 000 долларов на восхождение на Эверест, возможно, умереть и провести месяц, живя в жалком базовом лагере, вы можете изменить свою жизнь за неделю», — кипятился Раш, когда его мнение не разделяли.
Во всех интервью, в том числе и в последнем, он уверял, что сконструированный им «Титан» (назван в честь «Титаника» — еще одно трагическое совпадение) — абсолютно безопасен. «До неприличия безопасен!» — смеялся Раш в своем последнем интервью.
«В коммерческой ветке глубоководного туризма не было ни одной травмы за последние 35 лет, — приводил примеры он. — Вы спросите: почему? Потому что это неприлично безопасно, потому что в этой ветке бизнеса и технологий есть масса четких правил на все случаи жизни, — несколько раздраженно замечал бизнесмен. — Кстати, эти правила и не дают отрасли расти и развиваться».
Воздуха в батискафе, если все системы работают штатно, осталось меньше, чем на сутки, — до 17:00 четверга (по московскому времени). Если капсула не будет найдена до этого времени, шансов на выживание у пассажиров и владельца «самого безопасного приключенческого бизнеса в мире», как считают эксперты, нет. Они же сходятся во мнении — велика вероятность, что затонувший батискаф не смогут отыскать никогда. И он найдет свое пристанище рядом с легендарным «Титаником», унесшим на дно Атлантики 1513 человеческих жизней — кораблем, к которому три года подряд возил любопытных туристов.