«Титан» убила алчность. Океанолог размышляет о причинах гибели батискафа

Батискаф «Титан». © / Commons.wikimedia.org

Экскурсионный батискаф «Титан», на котором богатые туристы отправились смотреть останки затонувшего «Титаника», искали в Атлантике зря: 5 человек погибли мгновенно, их тела, скорее всего, не найти. Об этой мистической трагедии поговорили с создателем глубоководного обитаемого аппарата «Мир», руководителем лаборатории Института океанологии РАН Анатолием Сагалевичем. Ему принадлежит рекорд по количеству спусков к «Титанику».    
   

Деньги затуманили разум

Ольга Кортосова, aif.ru: — Анатолий Михайлович, вы ведь были знакомы с капитаном «Титана»?

Анатолий Сагалевич: — Да, Поль-Анри ­Наржоле — мой добрый друг. Я знал его больше 30 лет. Он был выдающимся океанологом, его профессионализм вне сомнения. Я точно знаю: если бы он увидел, что возникла какая-то непредвиденная ситуация, он бы принял решение о всплытии аппарата. Также он бы нашёл способ подать сигнал. Но сигналов не было с самого начала, и это наталкивало только на негативные прогнозы.

— А может, не место туристам в таких экспедициях?

— Тут всему виной человеческое разгильдяйство. Туристическая компания просто гребла деньги с клиентов. Они просили за билет 250 тыс. долл., но пренебрегали всеми нормами безо­пасности. Разум затуманила алчность. Туда можно возить туристов, но, если за что-то взялся, делай это на совесть. 

— Вы сконструировали аппарат «Мир», на котором погружались к останкам «Титаника» более 50 раз. Первые погружения были тестовыми, вы рисковали. Чем чаще погружается человек, тем опытнее становится?

— Океан всегда непредсказуем. Число погружений не убережёт от непредвиденных обстоятельств. Безопасность при погружении обеспечит только машина. Нужно чётко чувствовать аппарат, знать каждый болтик, каждую гайку — с «Миром» у меня было так. 

   
   
«Мир-1» Анатолия Сагалевича (на заднем плане) и «Мир-2» Евгения Черняева (на переднем плане) в порту Лозанны (Швейцария) на Женевском озере, 2011. Фото: Commons.wikimedia.org/ Gestumblindi

— Говорят, что тела пассажиров «Титана» уже не найти. Почему?

— Катастрофа случилась из-за разгерметизации на борту, в результате чего схлопнулся корпус, в котором сидели люди. Нарушение давления на большой глубине спровоцировало пневматический взрыв, разорвавший всё внутри «Титана». Это и есть та самая имплозия. Именно по этой причине подводный аппарат долго искали — от него и от людей фактически ничего не осталось. Пассажиров размазало давлением.

Вписаны в историю

— В 1996 г. вы были руководителем экспедиции аппарата «Мир» к «Титанику». Погружались по заказу американского кинорежиссёра Джеймса Кэмерона для съёмок фильма «Титаник». Там и вы на некоторых кадрах есть. А что сейчас с разработанными вами кораблями «Мир» и «Мир-2»?

— «Мир-1» находится в экс­позиции Музея Мирового океана в Калининграде как памятник достижениям отечественных глубоководников. «Мир-2» там же, но в будущем может оказаться в Москве. Согласно проекту нового корпуса Института океанологии, «Мир-2» станет центром экспозиции. Сейчас «Мирам» уже более 30 лет. Они навсегда вписаны в историю, но их эпоха закончилась. В 1994 г. США официально признали «Миры» лучшими за всю историю создания глубоководных обитаемых аппаратов. Их потенциал позволял исследовать до 98% дна Мирового океана. Они стали настоящим брендом — не только в России, во всём мире.

— Можно ли их восстановить и использовать для научных целей? Или хотя бы тоже возить туристов в интересные места на глубине...

— Сейчас «Миры» не на ходу. Я обращался в своё время к инвесторам, но никого идея возрождения этих аппаратов не заинтересовала. На это требовалось в среднем 12–15 млн долларов. Да и кому работать? Мне уже 84 года, моим коллегам немногим меньше. Многих уже нет. У нас есть талантливая молодёжь, но ведь все хотят зарабатывать.

— К кому сейчас перешла пальма первенства по освоению океана — к Китаю?

— Да, Китай сегодня вовсю осваивает океан, я консультировал их специалистов при создании 11-тысячника для исследования Бездны Челленджера. Хотя США поспорили бы, что Китай лидирует. Это соревнование кошельков. Меня как-то спросили, почему я консультирую Китай. Я задал вопрос в ответ: «А почему в Китае мой опыт востребован, а дома нет?»

Кстати

После гибели экипажа батискафа один за другим стали появляться мистические знаки. Так, выяснилось, что супруга владельца судна Стоктона Раша — потомок погибшей на «Титанике» пары: её прапрадед, предприниматель Исидор Штраус, и его жена Ида были пассажирами первого класса. Их называли «двумя самыми богатыми людьми», которые плыли на «Титанике». Магнат отказался от места в шлюпке, поскольку на судне ещё оставались дети, а женщина не села в шлюпку без мужа. Тело Штрауса нашли спустя две недели, останки его жены так и не были найдены. Трагедию супругов показали в фильме «Титаник».

Также после катастрофы «Титана» стало извест­но, что 19-летний сын пакистанского бизнесмена очень боялся погружения. Он согласился на это только ради папы, сделав ему такой подарок на День отца. Приятель другого миллиардера, Хэмиша Хардинга, с которым он обычно отправлялся в рисковые приключения, в этот раз сильно отговаривал друга: говорил, что у него плохое предчувствие.