Тайна электрика Ильина. Как советский Плюшкин скопил шедевров на миллионы

«Синдром дракона». © / Кадр из сериала

На заре независимости Украины в одном из невзрачных домов города Кировограда была сделана сенсационная находка, породившая массу вопросов, многие из которых остаются без ответа. В жилище одинокого электрика Александра Ильина после его смерти обнаружили бесценную коллекцию картин, старинных книг, церковной утвари и антиквариата. В ней были десятки тысяч уникальных экземпляров, общая стоимость которых по разным оценкам составляла от сотен миллионов до миллиардов долларов. При этом владелец одной из самых больших частных коллекций на постсоветском пространстве и в Европе жил очень скромно. Загадки о нём и его уникальном собрании до сих пор будоражат умы исследователей.

   
   

Пыльные сокровища

Осенью 1993 года посетитель букинистического магазина Кировограда увидел на полке редкую книгу, появление которой в продаже его встревожило. Она принадлежала его знакомому, недавно умершему в возрасте 72 лет Александру Ильину. Тот работал простым электриком, но страстно увлекался коллекционированием. Чтобы не допустить незаконную распродажу культурных ценностей, бдительный гражданин забил тревогу. Создали комиссию с целью изъятия ценных предметов из жилища усопшего. Тот не завёл семьи и не оставил завещания. Но когда домой к Ильину прибыли специалисты, им преградили путь племянники покойного. Они не хотели ничего отдавать, претендуя на всё имущество дяди. Пришлось звать на помощь силовиков, ставших участниками невероятного открытия.

Для вывоза ценностей приготовили несколько коробок, в которых рассчитывали забрать всё разом. На первый взгляд жилище совсем не походило на хранилище богатств — оно было неухоженным и соответствовало облику своего владельца. Александр Ильин носил старую одежду, не имел части зубов, пользовался потрёпанной авоськой. При этом такой аскетизм резко контрастировал с другой стороной его быта. Рядом с ржавой миской на кухне лежали старинные серебряные ложки, над немытой плитой висела икона в окладе из ценного металла, на фоне облезлых стен стояли антикварные шкафы с редкими книгами. А когда заглянули во второй дом на участке электрика, то ахнули от неожиданности. Внутри всё было буквально завалено запылёнными раритетами из разных эпох, включая картины, статуэтки, церковную утварь.

Дом Александра Ильина. Фото: кадр из видео

К примеру, мужчина мог похвастаться столовыми приборами работы Фаберже и других известных мастеров. Среди книг, составлявших большую часть коллекции, было много бесценных экземпляров. Также неприметный работяга владел рукописями русских классиков: Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Лермонтова. Счёт предметов шёл на десятки тысяч. Чтобы вывезти всё это добро из дома, понадобился не один десяток грузовиков. В 1994 году в связи с огромной культурной ценностью предметов и необходимостью подходящих условий хранения специальным распоряжением их национализировали. Книги из коллекции передали в Кировоградскую областную научную библиотеку имени Чижевского, а её предметную часть получил Кировоградский областной краеведческий музей.

Частную коллекцию Александра Ильина признали одной из самых больших в Европе, а её общую стоимость оценили в целое состояние. Назывались цифры от сотен миллионов до миллиардов долларов. К примеру, только четырёхтомник «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» может стоить около двухсот тысяч долларов. Хотя такие вещи невозможно измерить только в деньгах.

«Что касается цены, то её назвать затруднительно, музей не производит оценки экспонатов, — заявила журналистам в своё время ведущий хранитель отдела фондов Кировоградского областного краеведческого музея Мирослава Егурнова. — Цифры чуть не в миллиард долларов, которые приводятся в газетах, взяты, что называется, „с потолка“. Конечно, коллекция Ильина уникальна, но её научная ценность может быть даже больше её стоимости потребительской».

Александр Ильин и его экспонаты. Фото: кадр из видео

Охотник за прошлым

Самой большой загадкой стало происхождение такого количества сокровищ у хмурого электрика, о чём до сих пор спорят. Точно известно, что часть вещей достались ему по наследству. Мать родившегося в Рыбинске всего через три года после революции Александра Ильина была знатной дворянкой. Наталья Римская-Корсакова сберегла для сына семейные ценности, ставшие основой коллекции. Парень рос среди них и, видимо, заразился родовой тягой к собирательству. Ещё в предвоенные годы он начал охотиться за картинами, иконами и другими вещами, которые повсюду высматривал. Всё говорит о том, что Александр Ильин получал большое удовольствие от самого факта обладания и процесса накопления. Ради хорошей вещи он был готов на многое, возможно, даже на преступление.

   
   

В зрелые годы Ильин сам рассказал знакомому, что вскоре после прорыва блокады Ленинграда выменял за мешок муки дорогую серебряную кружку. При этом известно, что в 1944 году коллекционера поймали на краже продуктов, которые он мог использовать как раз для обмена. Но посадили его почему-то ненадолго. Есть сведения, что он откупался старинными вещами и якобы именно так избежал военной службы. После войны Ильин переехал в Кировоград, куда привёз два багажных контейнера с предметами старины и где продолжил маниакально охотиться за новыми экспонатами. Большим подспорьем была его работа электрика, позволявшая попадать в дома людей для «разведки». Он специально ходил по дворам под предлогом проверки счётчиков. Замечая в жилище, к примеру, старинную икону, Ильин как бы между делом вступал в торг.

Александр Ильин. Фото: кадр из видео

Иногда мужчина брал вещи в качестве оплаты за работу электрика, что-то покупал за символическую плату, но мог и раскошелиться. Он откладывал деньги на свою страсть, ради чего на всём экономил и даже питался бесплатно в тресте городских столовых, где работал. Часто Ильин выменивал культурные ценности на другие предметы из закромов и как-то даже «махнулся» с музеем. За старые издания вроде журнала «Огонёк» он получил церковные книги, которые не особо ценились при советской власти. В качестве обменного фонда электрик тащил домой всё, и ради этого лазил по свалкам. Там же он находил материалы для реставрации старых книг, к которым питал самую большую страсть. Например, из кожи выброшенной обуви он мог сделать переплёт. Александр Ильин занимался такой работой самозабвенно и очень искусно.

Благодаря талантам переплётчика и реставратора однажды электрик-коллекционер напал на настоящую золотую жилу. Перед закрытием Киево-Печерской лавры он подвязался реставрировать Евангелие настоятеля и попросил за это старинные книги. Получив ключи от библиотеки, за каждый заход мужчина уносил домой по бесценному изданию под одеждой. Он считал, что тем самым спасает книги от уничтожения. Как раз в то время лавра была оцеплена военными, не позволявшими священникам выносить ценности, а вот Ильину это как-то удавалось. После смерти у него нашли больше ста изданий из церковной библиотеки. Также он пополнял свою коллекцию, занимаясь реставрацией икон для храмов. Вместо них он возвращал копии, написанные знакомым художником. Не исключено, что и такой обман он рассматривал как способ спасения исторических ценностей.

Не для чужих глаз

То, что Александр Ильин не завёл семью и не оставил наследников, напрямую связывают с его страстью к предметам старины. На вопросы о причинах холостяцкой жизни он отвечал, что не может привести в дом чужого человека. Такое затворничество во многом объясняет недостаток достоверных сведений о возникновении уникальной коллекции. Её богатство сложно объяснить даже с учётом описанных выше фактов из биографии электрика. Хотя он общался со многими коллекционерами, музейными работниками, никто у него дома не бывал и не мог представить себе размах его домашней сокровищницы. Всё это привело к возникновению конспирологических теорий вокруг имени Александра Ильина.

Согласно самой необычной версии, он собирал и хранил у себя дорогостоящие предметы старины по заданию представителей органов госбезопасности. Якобы в местах лишения свободы Ильина завербовал НКВД и поручил тайно выполнять деликатную работу. Хотя никаких серьёзных подтверждений его сотрудничества с чекистами или партийными работниками нет, эта гипотезу обыграли создатели вышедшего в 2012 году телесериала «Синдром дракона». В нём кировоградский электрик представлен в качестве смотрителя чужой нелегальной коллекции. Также выдвигалась теория о тесных связях Александра Ильина с организованной преступностью, которая выглядит ещё более сомнительно. Зато есть много свидетельств того, что его раритеты оказались в центре внимания криминала уже после смерти владельца.

Страница газеты «Киевские ведомости».

Странности начали происходить сразу после обнаружения коллекции. Так, представители общества коллекционеров Кировограда сетовали на подозрительный кулуарный подход при описании ценностей. Никого из них к этой работе не привлекли, и они прямо обвиняли сотрудников музеев в хищениях. В интервью 1994 года «Кировоградской правде» начальник местного управления МВД озвучивал подозрения, согласно которым на тот момент часть коллекции уже была продана за рубеж. Показательно, что освещавшие эту историю журналисты сообщали об оказываемом на них давлении. О поступавших ему звонках с угрозами рассказывал и бывший заведующий отделом редких изданий и ценных документов Кировоградской областной научной библиотеки. По некоторым данным там не досчитались больше 40 книг из коллекции Ильина.

Поначалу подозрительными считали и обстоятельства кончины Александра Ильина. Его племянники жаловались СМИ, что их пытались обвинить в убийстве. Они рассказывали, что даже тело дяди эксгумировали для дополнительных исследований, которые в итоге подтвердили естественную причину смерти. При этом родственники заявляли, что их всё равно очернили и сделали изгоями. Когда они хотели через суд добиться права владеть коллекцией или хотя бы получить компенсацию за неё, им якобы отказывали в помощи и адвокаты, и судьи. Может быть, всё дело в том, что среди таких людей тоже были заинтересованные? По слухам, часть ценнейших экспонатов из дома Александра Ильина попали прямиком в руки влиятельных жителей Кировограда и других городов Украины.