«Я просила, возьмите меня хоть бесплатно на работу, водить КАМАЗ — это моя мечта, — Татьяна вспоминает, как устраивалась на работу. — Кое-как одного транспортника уговорила, доказала, что справлюсь!».
«Сразу поняла — это моё»
Со стереотипами из серии «Не женское это дело!» Татьяне приходилось сталкиваться постоянно. Многие считают, что девушка-водитель — это обязательно легкая в управлении иномарка и коробка-автомат. Татьяна Хусяинова пошла учиться на водителя категории С. Когда еще в автошколе впервые села за руль большегруза, почувствовала: это — её.
Татьяна не представляла, что стать водителем многотонной машины будет не просто. В головах работодателей надежно засела мысль: девушка и КАМАЗ — вещи несовместимые.
«Я пыталась устраиваться на работу водителем КАМАЗа, но меня никуда не брали, — вспоминает она. — Объясняли все трудности профессии, что не каждый здоровый мужик выдержит. Непогода, поломки, ремонты, грузы». С большим трудом девушка уговорила дать ей шанс. Ей самой работа очень понравилась. Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем. Здесь, «на дядю», как говорит девушка, она проработала чуть больше полгода. Ее муж тоже был водителем, он уволился немного раньше.
Сейчас у Хусяиновых своя небольшая фирма по перевозке грузов. Татьяна ездит на КАМАЗе. Супруг — генеральный директор. Старается не подпускать ее к трудным ремонтным работам, все же КАМАЗ — машина сложная и тяжелая. Он, как и многие, уверен, что водить большегруз — не женская работа. Однако не лишает жену ее любимой работы и удовольствия от вождения грузовика.
«Лучше б сразу села на КАМАЗ»
Татьяна — мама годовалой девочки. Во время беременности и декрета (в нем она пробыла чуть больше года), выходила на смены редко. Сейчас работает постоянно, когда есть заказы. С ребенком сидит бабушка.
Дочка Татьяны пока не знает, какая необычная работа у ее мамы. Зато многие из тех, что разделяет профессии на мужские и женские, порой обижают Хусяинову, высказывая свои мысли на этот счет. Спрашивают, не лучше ли ей заниматься семьёй, борщи варить, а не сидеть за рулем многотонной махины? Или — почему не выучилась на престижную специальность? Работала бы в чистом и теплом офисе.
«Я училась в университете, — вспоминает москвичка. — Но это ничего мне не принесло. Только потерянные 4 года жизни. Лучше б сразу села на КАМАЗ. Я не люблю вспоминать это время».
К хамству оскорблениям девушка давно привыкла. «Водителей большегрузов на дорогах не особо любят, а культуре общения нам еще учиться и учиться», — считает Татьяна. Говорит, давно привыкла не обращать внимание на недоброжелателей. КАМАЗ для нее — идеальная машина. «Конечно, есть иномарки подобного класса, но они дорогие, — рассуждает девушка. — Меня во всем устраивает моя машина».
Но просто водить машину — это не для нее. Фирма ее мужа ищет заказы, откуда и куда перевезти материалы. Поэтому Татьяне приходится и в разгрузке песка или снега участвовать, и бумаги необходимые заполнять.
Девушка ведет блоги в социальных сетях. Рассказы и видеоматериалы Татьяны о своей работе вызывают бурные споры и обсуждения. Десяток тысяч мужчин-коллег по «баранке» желают юной Тане хороших дорог.
«Встретишь такую девочку где-нибудь в магазине и даже не подумаешь, что она может работать на грузовом КАМАЗе... Честно... Снимаю шляпу...», — пишет пользователь с ником «Гражданин Мира».
«Чет я не понял, что фотомодель делает на КАМАЗе?» — спрашивает пользователь «Столичный Рейтинг».
Свои видеорассказы о рабочих буднях Хусяинова начинает, например, такими словами: «Время 6 утра, я приехала на базу». Дамы-комментаторы восхищаются трудолюбием и выносливостью Татьяны: мамы, жены и водителя большегруза.
Но никакого бахвальства в ее рассказах нет. Она признается, что некоторые манипуляции с махиной действительно сложны: например, поменять колесо. Это самый распространенный вопрос девушке, сможет ли? Таня сможет, но не без труда: без специального инструмента, называемого «мясорубка», это довольно сложный процесс. У Тани есть сменщик, он всегда помогает. Или муж, который тоже отлично водит самосвал и знает все его особенности.
Не одна
Татьяна говорит, она не единственная женщина в профессии. Правда, водителей именно самосвалов она не знает, а вот дальнобойщиц — да. И еще знакомая девочка отлично умеет ремонтировать КАМАЗы.
«А вообще семью должен содержать мужчина, — рассуждает Татьяна. — Собственно, сейчас так и происходит. А я просилась на работу бесплатно, условно, если б мне платили немного, тысяч 10, мне хватило бы. А сейчас муж просто не против, чтобы я занималась любимым делом».