«Свободное плавание» фридайверов: спортсменка 12 минут находилась в ледяной

Фото Виктора Лягушкина

 

   
   

В 2006 г. Наталья стала чемпионкой мира по фридайвингу (погружение в воду без акваланга на задержке дыхания). А в апреле 2011-го удивила мир ещё сильнее - проплавала полностью обнажённой 12 минут в обществе китов-белух в ледяной воде (-2˚С) в Белом море на полярном круге.

 

Настоящий фридайвер открыт всему новому. Фото Виктора Лягушкина

- В 2008 году, - говорит Наталья, - мы во второй раз стали чемпионами, и я вдруг поняла, что рекордная лихорадка меня захватила. А когда человек жаждет славы, его душа не развивается, нет возможности для её взросления. И я прекратила выступать на соревнованиях. Но ныряние в глубину стало для меня серьёзной духовной практикой. Вода - это живой организм, который тебя считывает, чувст­вует, общается с тобой, учит.

«Ныряла, где тепло»

Большинство фридайверов ныряет там, где тепло, светло и красиво. Как правило, у берега, где нет течения, хорошая видимость и большая глубина. Так что в зимний сезон я много времени проводила за границей в тёплых краях и совершенно отвыкла от холода. Стоило мне промочить ноги, тут же получала удар по почкам. У меня начались серьёзные проблемы со здоровьем. Настоящий фридайвер в моём понимании - это человек, который открыт миру и всему новому и может нырять везде. А я не ныряла там, где трудно. И я решила, что ныряние в прорубь поможет преодолеть внутренние зажимы, касающиеся холодной воды, и, может быть, снять проблемы со здоровьем. Каждый день зимой я стала нырять в прорубь в парке близ усадьбы Узкое на юго-западе столицы. К тому же всю жизнь меня тянуло к белухам, и я решила совместить свои желания. Это была безумная идея - отправиться на полярный круг и по­грузиться на несколько метров в ледяную воду. Я знала, что через 5 минут пребывания в такой воде сильно падает температура тела, которую трудно поднять. Есть описания, как военные лётчики - здоровые мужчины, которых серьёзно готовили, - погибали через 8 минут пребывания в холодной воде.

«Белухи опешили»

Когда готовилась к нырянию, то самые искренние ощущения были, когда я была полностью обнажена. К тому же очень тяжело потом одежду, которая примерзает к телу, снимать с себя. Происходит сокращение сосудов в конечностях, кровь начинает мощно курсировать по центральному кругу, и руки просто ничего не чувствуют. Ну и третий момент был связан с чувствительностью белух. Когда я оказалась на полярной станции биофака МГУ в Белом море и увидела этих милых животных, живущих хоть и в естественных условиях, но в пространстве, ограниченном вольером, то поняла, насколько они уязвимы и беззащитны перед человеком, несмотря на свой внушительный размер и массу. Когда белуха уходит под воду, она уносит за собой такой объём воды, что образуется огромная воронка. В общем, я должна была опуститься к ним под воду не как гость, а как друг. А значит, стать такой же уязвимой и беззащитной во всех смыслах. Обнажение было для меня очень серьёзным шагом. Я этого психологически боялась.

Но в первый раз опустилась к белухам в гидрокостюме. И они опешили (смеётся), хотя и очень хорошо меня приняли. Они начали мне подражать - плавали, копируя все мои движения. Затем одна из них (а это были две девочки) подхватила меня под руку и понесла в глубину. Другая сначала ревновала, пыталась занять место подружки. А потом поняла, что у меня есть вторая рука. И так они куражились, таская меня за обе руки по всему вольеру. Им было весело. В общем, мы подружились.

   
   

А когда я опустилась к ним полностью раздетая, они меня хоть и узнали, но... испугались. Я опускалась в воду постепенно - и когда уровень воды дошёл до уровня сердца, у меня начались спазмы. Может быть, произошёл выброс адреналина, и белухи это почувствовали. Они разлетелись в разные стороны и очень нервно стали носиться по вольеру. У белух с человеческой точки зрения очень плохое зрение - они видят ультразвуком, то есть сканируют человека мелоном - жировой выпуклостью на лбу. За дни знакомства они нарисовали себе одну картинку обо мне, а тут была другая, которая не совпала с прежней. Они почувствовали, что мне холодно, ситуация критическая и девушку надо на всякий случай спасать. Стали подныривать мне под ноги, пытались вытолкнуть на берег. Мы сделали вывод, что им интереснее общаться с человеком, когда он находится в комфортных условиях. Я начала с 6 минут пребывания в воде и потихоньку увеличивала время. В результате пробыла в воде температурой -2˚С больше 12 минут. Вода в Белом море солёная, поэтому её температура может достигать и -4˚С зимой.

«Не ради науки»

Не знаю, насколько наш опыт имеет научную ценность, но мы делали это не ради науки, а ради общих гуманистических целей. На берегу и в воде я использовала массу всевозможных техник, гимнастику, которые позаимст­вовала у йогов. Это позволяло поддерживать внутреннее тепло, контролировать себя, не поддаваться панике и переключать организм в другой режим работы. Когда человек психологически закрыт, он в большей степени подвержен негативному воздействию окружающего мира. А когда открыт, он и извне встречает больше дружелюбия. Хотя я очень хорошо ощущала, как замерзают мышцы. Ты будто покрываешься изнутри льдом, леденеешь. Когда-то давно я отморозила себе руки и по ходу тренировок несколько раз тоже подмораживалась. Но удивительно: в итоге все ткани восстановились, и в пальцы вернулась чувствительность.

Следующий наш проект - по­гружение в Ордынскую пещеру под Пермью на 250 метров, где +4˚С, темно и узкие проходы. Всего этого я очень боюсь. Это будет также ныряние на задержке дыхания без снаряжения. Но это не будет безрассудным фатализмом. В жизни много ещё нужно сделать, и я не собираюсь идти на неоправданный риск.