«Страшно до сих пор»

Катя и Аня чудом спаслись из взорванного смертницей автобуса. © / Надежда Кузьмина / АиФ

Чермен вместе с другими бесланскими школьниками приехал в Волгоград, чтобы встретиться с детьми и подростками, пострадавшими во время октябрьского теракта в автобусе. Во время взрыва, совершенного смертницей Наидой Асияловой, пострадали 8 человек, еще 37 получили ранения. Подростки из Северной Осетии, во время захвата бесланской школы пришедшие на свою первую линейку, в этом году – выпускники. За десять лет они смогли пережить и принять то, что случилось. И они хотят поделиться своим опытом.

   
   

Чермен

Перед тем, как встретиться со сверстниками, пережившими похожую трагедию, подростки из Северной Осетии заезжают на Мамаев Курган.

Многие из ребят впервые на Мамаевом Кургане. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Чермен с интересом разглядывает колоссальный монумент, возведённый в честь победы в Великой Отечественной войне.

«Всегда хотел посмотреть вблизи Мамаев Курган, делится Чермен, брат мой был здесь, ему очень понравилось, и мне самому тоже захотелось побывать здесь».

Такие поездки для бесланских школьников одна из возможностей отвлечься от страшных воспоминаний о 1 сентября 2004 года. Тогда в течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников учеников, учителей и их родителей.

Чермен просит одноклассников сфотографировать его на память. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Тот день я не забуду никогда, говорит вчерашний школьник Чермен, я шёл первым на эту линейку. Я не понимал, что происходит, почему многие плачут, только потом пришло осознание. Страшно было первые дни, потом уже как-то привыкли, не обращали внимания на террористов. Нам уже было всё равно, что с нами будет».

Спустя десять лет после трагедии Чермен признаётся, что только-только начал забывать те события.

   
   

 «Я очень сильно боялся, говорит Чермен, боялся выйти вечером на улицу, потому что было темно. Говорил себе, что нужно жить дальше и не бояться. Спасибо, что нас всегда поддерживали, помогали и даже сейчас помогают. Мы очень благодарны, что нас не забывают».

Большинство североосетинских школьников православные. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Сегодня Чермен мечтает стать полицейским. То, как помогали полицейские и врачи заложникам бесланской школы, настолько поразило мальчика, что выбор профессии для него очевиден. Чермен говорит, что хочет сделать всё, чтобы его дети никогда не узнали терактов.

Арсен

Арсену во время теракта в бесланской школе было 9 лет. Он шёл в третий класс. Сейчас Арсен учится в Северо-Осетинском государственном университете на факультете международных отношений.

Арсену во время теракта в бесланской школе было 9 лет. Фото: АиФ

Несмотря на то, что уже минуло 10 лет со дня трагических событий в Беслане, он до сих пор вспоминает те дни с болью и содроганием:

«Мне никогда не было так страшно, и надеюсь, что больше не будет, говорит Арсен,  я ничего не соображал, не понимал, что происходит. Мозг будто был отключен. Когда начался штурм, я тоже ни о чём не думал, ноги сами двигались, а я просто убегал и всё».

Перед службой в Храме Всех Святых на Мамаевом Кургане. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

После экскурсии по Мамаеву Кургану ребята заходят в церковь. Здесь их встречает настоятель и волгоградские подростки. Практически все североосетинские мальчишки православные. Все вместе они принимают благословение отца Георгия Лазарева и прикладывают к иконе.

Арсен считает, что так, как понимают пострадавших в теракте волгоградцев вчерашние бесланские школьники, вряд ли кто-то их поймёт:

«Вообще это очень печально, что у нас допускают такие случаи в России, говорит Арсен, не должно такого быть. Я сам всё это пережил, и я думаю, что мы их понимаем, как никто. Что бы я сказал волгоградцам? То, что что не убивает их делает сильнее, а больше ничего».

Аня и Катя

И если со времени теракта в Беслане прошло уже 10 лет, то с волгоградского «кровавого триптиха» только полгода.

Студентки политехнического колледжа Катя и Аня, которые 21 октября оказались в злополучном автобусе, до сих пор панически боятся общественного транспорта и предпочитают передвигаться по Волгограду исключительно на маршрутках.

Катя и Аня чудом спаслись из взорванного смертницей автобуса. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Это забыть невозможно. Мы ещё даже не отошли от стресса, периодически снятся кошмары,  девушки нервно сжимают в руках красные гвоздики, но нужно как-то отвлекаться. Спасибо врачам и родителям, что поддерживают нас. Мы очень рады, что сегодня есть возможность поговорить с ребятами, которые тоже испытали на себе ужасы терроризма. Вместе мы сможем победить страх».

Аня и Катя кладут цветы к мемориальной доске на железнодорожном вокзале Волгограда вместе со школьниками из Беслана и теми, кто пришёл и приехал поддержать акцию против терроризма. 29 декабря 2013 года здесь тоже совершил теракт смертник. В результате взрыва погибли 18 человек, в том числе сотрудники полиции и работники вокзала.

Возложение цветов к мемориальной плите на железнодорожном вокзале Волгограда. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Всего за последние 10 лет, по данным открытых источников, в России было совершено более 70 террористических актов, в которых погибли свыше 1000 человек, ещё больше получили ранения. В том числе и такие психологические травмы, справиться с которыми жертвы не могут до сих пор.