Создатель войн. В США умер бывший министр обороны Дональд Рамсфельд

Дональд Рамсфельд, 2001 год. © / Ron Sachs / www.globallookpress.com

Растянувшаяся на два десятка лет военная кампания США в Афганистане завершается, по большому счету, бесславно. Противник, в свое время объявленный главным, не разбит, а созданное при поддержке Вашингтона правительство не может защитить даже себя.

   
   

Образцовый бойскаут

На этом фоне из Соединенных Штатов пришла новость о смерти человека, стоявшего у истоков сразу двух военных кампаний — афганской и иракской.

В городе Таос, Нью-Мексико, в возрасте 88 лет скончался бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд. О его смерти официально объявили члены семьи политика. Как сообщается, причиной кончины стала миеломная болезнь — вид злокачественной опухоли. Рамсфельд на сегодняшний день оставался единственным человеком, занимавшим пост министра обороны США в администрациях двух различных президентов с разницей во много лет.

Дональд Генри Рамсфельд родился 9 июля 1932 года в семье Джорджа Дональда Рамсфельда и Джаннет Рамсфельд (урождённая Хастед). Его отец был родом из немецкой семьи, которая эмигрировала в США в 1870-е годы.

Дональд Рамсфельд во время учебы в Принстоне, 1954 г. Фото: Commons.wikimedia.org

В юности Дональд был примерным бойскаутом, а во время учебы в Пристонском университете — капитаном студенческой футбольной команды. В 1954-1957-х гг. Рамсфельд служил в ВМФ, а затем долгие годы числился в резерве, официально уйдя в отставку в звании капитана в 1989 году.

Политика и бизнес

Политическую карьеру Рамсфельд начал в 25 лет, заняв должность помощника по административной части конгрессмена от 11-го избирательного округа штата Огайо Девида Деннисона. Через пять лет в Палату Представителей Конгресса выбрали уже самого Рамсфельда. Проведя в качестве парламентария семь лет, в 1969 году Дональд ушёл в администрацию президента Ричарда Никсона, возглавив Департамент экономических возможностей. Интересно, что в Департаменте под началом Рамсфельда работали еще два будущих министра обороны — Фрэнк Карпуччи и Дик Чейни.

Конгрессмен Дональд Рамсфельд, 1967 г. Фото: Commons.wikimedia.org

В феврале 1973 года Рамсфелд занял пост Постоянного представителя США при НАТО в Брюсселе. После отставки Никсона в команде президента Джеральда Форда он был сначала главой администрации, а затем занял пост министра обороны США.

   
   

В 1977 году Рамсфельд оставил государственную карьеру уйдя в бизнес. С 1977 по 1985 год он был генеральным директором, президентом, а затем председателем фармацевтической компании G.D. Searle&Company, расположенной в Скоки, штат Иллинойс. Во время своего пребывания в Searle, Рамсфельд получил премии от Wall Street Transcript и Financial World. В 1985 году Searle была куплена Monsanto Company. Данная сделка самому Рамсфельду принесла более 12 млн долларов. Он также был председателем и генеральным директором General Instrument Corporation с 1990 по 1993 год.

Подарок для «ястреба»

Несмотря на занятость в бизнесе, он выполнял некоторые государственные поручения. В частности, при Рональде Рейгане он был специальным посланником президента по урегулированию ирано-иракского конфликта, и в этом качестве встречался с президентом Ирака Саддамом Хусейном.

Возвращение на пост министра обороны США при Джордже Буше-младшем стало возможно благодаря протекции старого друга Дика Чейни, порекомендовавшего Рамсфельда. Став главой Пентагона в 2001 году, Рамсфельд, по мнению экспертов, превратился в одного из самых влиятельных американских министров обороны за последние несколько десятилетий. Как это ни страшно прозвучит, но для Рамсфельда, относившегося к лагерю «ястребов», теракты 11 сентября 2001 года в США стали настоящим подарком, поводом для резкого наращивания военной активности в мире.

Дональд Рамсфельд (справа) и Джордж Буш. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало военной кампании в Афганистане было вполне объяснимым — движение «Талибан» (Признано в России террористическим и запрещено), находившееся у власти, укрывало Усаму Бен Ладена, объявленного главным организатором террористической атаки на США. Однако одновременно Рамсфельд отдал приказ искать связь американских терактов с Саддамом Хусейном. В своих мемуарах министр объяснял это так: «Много было написано о том, что администрация Буша сфокусировала своё внимании на Ираке после 11 сентября. Комментаторы находили странным и излишне пристрастным желание Президента и его советников выяснить, стоял ли Саддам Хусейн за этими атаками. Я никогда не понимал этой полемики. Я понятия не имел, причастен к этому Ирак или нет, но со стороны любой администрации было бы безответственно не задаться этим вопросом».

Немолниеносная война

Сегодня доподлинно известно — команда Джорджа Буша-младшего располагала информацией о том, что Ирак к атаке США непричастен. Тем не менее, повод для вторжения был сознательно сфабрикован. В 2003 году, продолжая вести боевые действия в Афганистане, Соединенные Штаты атаковали Ирак.

Рамсфельд столкнулся с жесткой оппозицией по отношению к своему курсу. Против операции выступили Берлин и Париж. Лондон поддержал войну, но британские генералы заявили, что план военной операции никуда не годен.

Министр обороны США ставил на молниеносную войну, и поначалу казалось, что замысел будет реализован. Вторжение началось 20 марта 2003 года, а уже 1 мая Джордж Буш-младший на борту авианосца «Abraham Lincoln» провозглашает: «Тиран пал, Ирак свободен!» Однако американцы столкнулись с масштабной партизанской войной, которую не остановила даже поимка, а затем и казнь самого Хусейна. Иракские политики и полевые командиры ненавидели друг друга, но еще больше они ненавидели американцев. Вторжение в Ирак сопровождалось разрушением памятников древности, разграблением музеев, массовым мародерством и хаосом. Американские военные не только не могли остановить все это, но и сами вносили свою лепту в разрушение инфраструктуры.

«Каждый раз, когда происходит смена режима, переходный период не бывает безупречным. Это неизбежно, это доказано историей и это было всегда», — объяснялся министр обороны США.

Позор и тупик

Видимо, неизбежностью можно объяснить и пытки иракских заключенных, проводившиеся американскими военными. Истязания над узниками тюрьмы Абу-Грейб прогремели на весь мир, причем правозащитники прямо указывали на то, что пытки санкционируются Рамсфельдом как способ получения разведывательных данных. Также Рамсфельд санкционировал жесткие методы допросов пленников на американской базе в Гуантанамо. Это вызвало негодование не только среди правозащитников, но и в самой американской армии. Высокопоставленные генералы говорили о том, что армия США при Рамсфельде теряет лицо и моральный облик.

В начале 2006 года восемь генералов и адмиралов в отставке потребовали от главы Пентагона покинуть свой пост. Они прямо заявляли, что Рамсфельд полностью провалил военное планирование, а его стратегическая линия загнала США в тупик.

Спустя полтора десятилетия правота военных очевидна: начатая Рамсфельдом война против исламских радикалов заканчивается тем, что США подписывают с «Талибаном» договоренности, и эта организация близка к новому захвату полного контроля над территорией страны. Проведя в Афганистане в два раза больше времени, чем СССР, американцы не оставили о себе никаких теплых воспоминаний. В отличие от Москвы, Вашингтон не был ориентирован на безвозмездное строительство школ, больниц, заводов, научных институтов.

Счастливая осень патриарха

В Ираке ситуация не лучше. Американское влияние в этой стране тает, уступая место иранскому, и отчаянные попытки изменить ситуацию не приносят успеха Вашингтону. Уж слишком сильна ненависть к американцам за те методы, которыми они избавляли Ирак от тирана Саддама.

Еще в ноябре 2006 года Буш-младший утверждал, что ни за что не заменит Рамсфельда на посту министра обороны на кого-либо другого. Но уже в декабре того де года отставка Рамсфельда была оформлена официально. В США, не говоря уже о других странах, многие хотели бы видеть его на скамье подсудимых, но это было бы возможно только в параллельной реальности. А в нашей реальности последние 15 лет жизни человек, развязавший две кровопролитные войны с массовой гибелью мирного населения, санкционировавший жестокие пытки, провел за написанием мемуаров, чтением лекций и выступлениями перед журналистами.