Недавно 90-летняя Сюзанна Масси, 50 лет отработавшая в коридорах американской власти, неофициально, без санкции президента США, прилетела в Москву, присутствовала на Параде Победы, а потом обратилась к Владимиру Путину с просьбой о российском гражданстве.
Сюзанна Масси – историк, писательница, советник президента США Рональда Рейгана в 1984–1988 гг. Участвовала в подготовке встреч Рейгана и Горбачёва в Женеве и Рейкьявике и, как считается, сыграла большую роль в нормализации советско-американских отношений. Именно она научила Рейгана по-русски произносить пословицу «Доверяй, но проверяй», которую он потом не раз вворачивал на переговорах, подарила ему пасхальное яйцо с надписью по-русски: «Мы не дадим взорвать мир» и уговорила посмотреть фильм «Москва слезам не верит». На Западе за активность на внешнеполитическом поприще её назвали «женщиной, положившей конец холодной войне». Последние годы Сюзанна жила в небольшом городке в штате Мэн на улице Пушкина, которую так назвали по её инициативе.
Вначале был звонок Кеннеди
За свою жизнь Масси, впервые прилетевшая в СССР в 1967 г., много писала и выступала в США с лекциями о нашей стране. Но известность ей принесла книга «Земля Жар-птицы» – одно из лучших произведений об истории, культуре и традициях дореволюционной России, написанное иностранцем. «Русским, которых я искренне и глубоко полюбила, и моей маме, чьи сказки когда-то вдохновили меня на поиски земли Жар-птицы», – говорится в посвящении. Эта книга, уверена Масси, «взломав льды расхожих стереотипов и пропагандистских штампов времён холодной войны, позволила американцам другими глазами взглянуть на удивительный, загадочный и многоцветный русский мир». За эти годы она выдержала десятки переизданий за океаном и завоевала миллионы поклонников.
Как вспоминает Сюзанна, всё началось в 1976 г. после звонка Жаклин Кеннеди Онассис, предложившей ей выступить в музее Метрополитен в Нью-Йорке с рассказом о русской культуре. Слушатели были довольны, и её попросили повторить выступление. Потом возникла идея написать книгу. После 4 лет работы в архивах Масси переслала рукопись жившему тогда в Вермонте Солженицыну, который ответил тёплым письмом, но предсказал книге трудную судьбу. И оказался прав.
«Когда «Жар-птица» вышла в свет, я подверглась яростным нападкам, – рассказывала Сюзанна. – Меня обвиняли в том, что я совершенно не поняла Россию, мрачную страну царской тирании и еврейских погромов. Но книгу поддержала православная церковь, эмигранты, рассеянные по всему миру, а потом и американские читатели. Среди её читателей оказались сильные мира сего, одним из них был президент Рейган, чрезвычайно внимательно прочитавший мой труд. В итоге книга стала основным источником сведений о России и её культуре во многих университетах США, была издана в Англии и Италии, а в 2000 г. и в Санкт-Петербурге. Ведомая пером Жар-птицы, наперекор рассказам о жестокости, царившей в России, невзирая на безликость её современности, я всегда находила в этой стране прекрасное. Русская культура может многое дать нам, иностранцам. Жители России хорошо знают тёмные, неприглядные стороны человеческой натуры, но они не менее отчётливо осознают поразительную склонность души к любви и самопожертвованию. Русские способны принимать обе эти ипостаси человека гораздо спокойнее, чем это делаем мы, на Западе. Они знают, что такое долготерпение, данное от Бога каждому из нас, но утраченное в погоне за немедленным воздаянием в ответ на содеянное добро. Мне кажется, судить о народе, как и о каждом человеке в отдельности, следует не только по его промахам – необходимо видеть и достигнутые им успехи, помнить о его победах. А вообще в своём творчестве я руководствовалась не только рассудком, но и сердцем, стремясь убедить своих читателей в справедливости старой истины – только великий народ может создать великую культуру».
«Работаю на благо моей родины»
По прибытии в Москву Масси дала интервью российскому телевидению. Высказывалась довольно резко.
О Байдене: «Он не президент, а просто марионетка. В истории США ещё никогда не было такого злого президента. Политика Байдена – это ненависть к России. Он всё время говорит против, часто повторяя ложь. И даже его сторонники начинают понимать, что на выборах случилось что-то не то. Но уже - поздно».
Об окружении президента США: «Вашингтон сейчас – это болото. Вице-президент Камала Харрис не просто не очень умная, она просто ничто. Замглавы Госдепа по политическим делам Виктория Нуланд, которая начинала майдан на Украине, тоже ненавидит Россию, как и её муж».
О Путине, с которым встречалась ещё в 1990-х в Санкт-Петербурге: «Американский народ ничего не знает по поводу Путина, кроме того, что они читают в газетах и интернете. А там – сплошные ложь и клевета. Я же считаю, что ваш президент, когда он говорит об Америке, – это настоящий джентльмен, который всегда предельно выдержан».
О возможности военного конфликта: «Сейчас очень серьёзное и даже опасное время. Есть люди, которые хотят войны, потому что это им выгодно. Может быть любая случайность, кто знает – какая. Её устроить очень легко. Одна бомба – и конец миру. Я боюсь за свою жизнь».
По словам Масси, за все эти высказывания в США её, скорее всего, назовут предательницей, обвинив в том, что она против Америки. «Но я работаю на благо моей родины», – возражает она.
Порыв души или тайная миссия?
В своё время Масси подавала заявку на должность посла в СССР, но её отклонили – в эпоху холодной войны человек даже менее просоветских взглядов вряд ли мог рассчитывать на высокий пост в американской администрации. Тем не менее З5 лет назад она получила секретное задание: прилететь в Москву и прощупать почву для подготовки встречи глав двух государств. Задачей было узнать: да или нет? «Я всё-таки очень хитрая», – призналась она в недавнем телеинтервью.
Так в чём её настоящая цель? Разоблачить Байдена, получить гражданство РФ и политическое убежище или что-то ещё? Ради чего влиятельная дама американской политики пошла ва-банк, сжигая мосты, – не прилетела ли она опять с тайной миссией?
Удалось ли КГБ завербовать американку, прилетевшую в Москву с тайной миссией? Сама она в телеинтервью призналась, что обвинения в работе на Москву слышала не раз. Так что же – дыма без огня не бывает? «Это вряд ли, – считает Гололобов. – Я не исключаю, что Масси общалась в СССР с кем-то из сотрудников госбезопасности. Но ведь она не была секретоносителем, зачем её вербовать? Хотя, конечно, как человек, вхожий в высшие эшелоны американской власти, она могла представлять интерес для органов. Хотя бы потому, что с тем же Рейганом разговаривала тет-а-тет два десятка раз. Потому с ней могли общаться наши учёные, сотрудники посольства, отделов культуры, а в их числе и сотрудники спецслужб. Но не более того. И потом, сами посудите: какой агент, будучи завербованным, сядет писать книгу о том, какая Россия удивительная страна? Может, там её выпустили на деньги КГБ? Но за деньги такое не напишешь, тут нужен порыв души».
По мнению Гололобова, получение гражданства необязательно предполагает, что Масси приедет в Россию насовсем, – скорее это некая политическая демонстрация. «И в её тайной миссии я сомневаюсь: Сюзанна уже в достаточно преклонном возрасте, чтобы её использовали для каких-то особых целей, – говорит он. – Действительно ли она боится за свою жизнь в США? Не исключаю. Там сегодня тотальная русофобия плюс политическая обстановка весьма непростая. Истеблишмент требует от граждан пересмотреть свои взгляды и присягнуть на верность. А она делать это явно не собирается».