Скупой рыцарь. История скупердяя, создавшего IKEA

Ингвар Кампрад. © / Кадр youtube.com

Четыре буквы IKEA давно стали всемирным брендом. Одни их ненавидят, другие готовы им поклоняться, но, наверное, мало где остались люди, которые не знали бы о существовании этой глобальной империи по продаже мебели, а заодно и шведской еды.

   
   

Человек, создавший эту империю, предпочитал оставаться в тени. Даже солидные экономические издания не знали, сколько денег у Ингвара Кампрада. Например, в одном и том же 2012 году два серьезных издания оценивали состояние создателя IKEA в 3 и 42,9 миллиарда долларов. Согласитесь, разброс в данных впечатляет.

Ингвар Кампрад не отказывал журналистам в интервью, но самое интересное предпочитал оставлять в тени. Сомнительные стороны своей жизни он раскрывал лишь в крайних случаях. Либо тогда, когда это сулило солидный денежный куш.

«Имел Бобби хобби — он деньги любил...»

Если бы будущий создатель империи мебельных магазинов родился в России и попытался начать свой бизнес так, как он это делал в Швеции, то постоянно ходил бы в синяках.

Ему было всего пять лет, когда он начал зарабатывать, торгуя спичками. На распродаже тетя купила Ингвару 100 коробков за 88 эре, после чего мальчик стал сбывать их по 2-3, а то и по 5 эре за штуку.

«Я до сих пор помню то приятное ощущение, которое испытал, получив свою первую прибыль», — признавался Кампрад, замечая, что тяга к торговле была для него настоящей одержимостью.

   
   

Все, что можно было продать сверстникам, он с радостью продавал, будь то пойманная рыба или собранная в лесу ягода. Впрочем, в этих случаях он все-таки продавал плоды своего труда. А «коронкой» Ингвара с малых лет стала перепродажа.

В школьные годы Кампрад сбывал ремни, кошельки, часы, авторучки. Причем первую партию авторучек он заказал в Париже по очень низкой цене, а потом втридорога сбыл в Швеции.

Понятие «даром» для Кампрада не существовало. «Все ищут ответа, где главный идеал, пока ответа нету, копите капитал», — песенка из советского кинофильма «Сватовство гусара» как нельзя лучше описывает принципы, которыми руководствовался швед.

Еще тогда, в юности, Ингвар стал рассылать свою рекламу по почте, пытаясь расширить число потребителей.

Ингвар Кампрад. Фото: Кадр youtube.com

«Коричневая» юность

В Европе вовсю полыхала Вторая мировая война, а в нейтральной Швеции Ингвар Кампрад думал лишь о прибыли. Возможная победа нацистов его не пугала: более того, он к ней активно готовился.

Нейтральный статус страны не мешал значительной части шведского общества сочувствовать Гитлеру. О том, что среди шведских нацистов был и создатель IKEA, cтало известно только в 1990-х.

В 1942 году, в возрасте 16 лет, Ингвар Кампрад стал членом нацистской партии. В задачу юного наци входила работа с новыми членами и привлечение инвестиций.

Поначалу бизнесмен пытался все отрицать, но затем под тяжестью улик покаялся, признал ошибки молодости и пообещал выделить миллионы на благотворительность.

Общественное мнение Швеции сочло, что этого достаточно, и от него отстали. Хотя и потом просачивались слухи о том, что Кампрад якобы не жалует иностранцев среди сотрудников, доверяя только шведам, а своего наставника по нацистской организации Пера Энгдаля по-прежнему считает великим человеком.

Как быть миллиардером и тратить копейки

Свою знаменитую фирму IKEA он зарегистрировал еще в возрасте 17 лет, но торговать мебелью она стала только в 1948 году. Кстати, до 1948 года в фирме не было иных сотрудников, кроме Кампрада: он считал расточительным тратить деньги на персонал. Помогали ему родственники. Разумеется, бесплатно.

Свою, мягко говоря, бережливость, Кампрад никогда не скрывал, более того, даже гордился ею.

В интервью он признавался, что креслу в его рабочем кабинете более 30 лет и жена давно говорит о том, что пора поставить новое. Экономность Кампрада оказалась прочнее: супруга умерла, так и не дождавшись исполнения своего пожелания.

Миллиардер покупал одежду на рынках, аналогичных печально знаменитому российскому «Черкизону», летал исключительно в «экономе», два десятка лет ездил на одной и той же машине и требовал экономии от своих сотрудников.

В 1976 году, уже будучи одним из крупнейших предпринимателей Швеции, он уехал из страны. Кампрада не устроили слишком высокие налоги, и он перебрался в Швейцарию, где прожил до 2014 года. Лишь полностью отойдя от бизнеса и передав его сыновьям, Кампрад вернулся на родину.

Ингвар Кампрад. Фото: Кадр youtube.com

Запои строго по расписанию

А вот выпивку миллиардер считал достойным и дешевым способом скрасить досуг.

По собственному признанию Кампрада, проблемы с алкоголем у него существовали на протяжении десятилетий. Однако даже здесь проявлялись особые черты бизнесмена: он заранее планировал «запойные периоды» и регулярно консультировался с врачом, уточняя у него, сколько запоев может себе позволить без существенного вреда для здоровья. Здоровье Кампрада волновало не само по себе, а с точки зрения работы: алкоголизм не должен был становиться причиной проблем в бизнесе.

Загадочные четыре буквы IKEA расшифровываются довольно просто: IK — инициалы Кампрада, E — первая буква названия семейной фермы Elmtaryd, A — первая буква названия ближайшей деревни Agunnaryd.

Что касается знаменитых непроизносимых названий мебели, то сам Кампрад утверждал, что они появились из-за его дислексии: у бизнесмена трудности с запоминанием числовых артикулов. Поэтому каждому образцу мебели стали придумывать словесные названия, которые со временем становились все мудренее и мудренее.

Невыносимая легкость бытия

В чем Кампраду точно не было равных, так это в умении выходить сухим из воды. Еще в шестидесятых годах он ради экономии часть производства перенес в социалистическую Польшу, что многим в Швеции сильно не понравилось. Бизнесу, однако, это не повредило.

Спустя четверть века — новый скандал: теперь миллиардера обвинили в том, что он перенес производство в Пакистан, где на фабриках используют труд несовершеннолетних. Были и претензии экологов к используемым материалам, и много чего еще.

Но Кампрад любые разговоры о себе и о компании умел обращать в дополнительную рекламу, которая обеспечивала приток новых покупателей.

Изучая историю успеха Ингвара Кампрада, начинающие бизнесмены и преподаватели экономических вузов восхищаются им. Но вряд ли вы захотели бы жить рядом с бывшим нацистом, алкоголиком и скрягой, который одержим стремлением извлечь доход буквально из всего.

Ингвар Кампрад. Фото: www.globallookpress.com

Дочери хватит 300 тысяч

У Кампрада было четверо детей: приемная дочь от первого брака и трое сыновей от второго.

Все активы бизнес-империи Кампрада и все его личное состояние достались сыновьям. С дочерью же добрый папочка заранее подписал соглашение, по которому она получила ... 300 000 долларов. Кампрад был убежден, что поступил правильно, поскольку, по его мнению, деньги нужно не тратить на удовлетворение своих прихотей, а инвестировать в дальнейшее развитие.

Впрочем, Кампрад создал благотворительный фонд с активами в 36 миллиардов долларов для «поощрения и поддержки нововведений в области архитектуры и интерьерного дизайна».

Злые языки, однако, утверждали, что это не что иное, как еще одна хитрость шведского скряги: по мнению экспертов британского журнала The Economist и фракции Европарламента «Зелёные — Европейский свободный альянс», фонд используется IKEA для уклонения от уплаты налогов и для защиты от поглощения.

Но теперь Ингвар Кампрад отчитывается за свои модели и приемы в бизнесе в мире ином.

И последнее. Если вы решите распечатать эту статью с сайта АиФ.ru, то помните, что создатель IKEA требовал от подчиненных использовать обе стороны бумаги.