Сирота уржумская. Как мальчик из приюта стал одним из руководителей СССР

Сергей Киров. © / РИА Новости

​27 марта 1886 года в небольшом уездном городке Уржум Вятской губернии в многодетной семье Мирона Кострикова появился на свет мальчик, которого назвали Сергеем. Через несколько лет его отец, отправившийся на заработки, пропал без вести, а мать умерла. Сестёр мальчика взяла на воспитание бабушка, а Сергея отдали в городской дом призрения для малолетних сирот. 

   
   

Судьба воспитанников приюта сложилась по-разному, но о детских и юношеских годах Серёжи Кострикова спустя годы узнал каждый пионер Страны Советов — из книги детской писательницы Антонины Голубевой. Всем остальным советским людям он был известен как несгибаемый большевик Сергей Миронович Киров

Его именем в Советском Союзе называли города, острова, предприятия, театры и электровозы. В России по-прежнему насчитываются тысячи проспектов, улиц и переулков, названных в честь Кирова. В СССР его биография была мифологизирована. Сначала он был другом и соратником Сталина, погибшим от вражеской руки. Потом, с подачи Хрущёва, Киров стал противником вождя, за что тот с ним якобы и расправился. Кто-то и вовсе считает, что «пламенный революционер» оказался в революции совершенно случайно.

Сергей Костриков в детстве. Фото: Commons.wikimedia.org

Покоритель вершин

После сиротского приюта Сергей окончил Уржумское приходское, а затем и городское училище. Учился хорошо, его не раз награждали почётными грамотами. В 15 лет уехал в Казань и поступил в Казанское механико-техническое промышленное училище, куда был зачислен по ходатайству воспитателей приюта и учителей Уржумского городского училища. В 1904 году завершил образование, оказавшись в пятёрке лучших выпускников года. Осенью того же года перебрался в Томск, где стал работать чертёжником в городской управе. 

Он планирует поступить в институт, но вместо этого почему-то вступает в РСДРП, становится активным участником большевистской группы, членом Томского комитета партии. Сергей Костриков, получивший к тому времени партийный псевдоним Серж, организует забастовку на крупной железнодорожной станции Тайга, создает подпольную типографию. Его несколько раз арестовывают. После освобождения он переезжает в Иркутск, откуда, скрываясь от полиции, весной 1909 года уезжает во Владикавказ. С помощью секретаря местной городской управы Серж Костриков получает новый паспорт на фамилию Миронова и устраивается на работу в газету буржуазно-либерального толка «Терек». 

Сергей Миронович Киров — член Томского Комитета РСДРП. Фото: РИА Новости

Большая советская энциклопедия утверждает, что в это время он возглавлял большевистскую организацию (не уточняя какую). Однако те же партийные историки подсчитали, что в подшивках газеты «Терек» за 1909-1917 годы можно найти более полутора тысяч статей, фельетонов, памфлетов, рецензий и заметок, написанных Кировым под разными псевдонимами. Так что большой вопрос, много ли времени у него оставалось на партийную работу. В своих статьях Киров порой обличал порядки царской России, но большей частью писал о культурных буднях Владикавказа, об известных писателях — Толстом, Горьком, Андрееве. В свободное от работы время он участвовал в любительских спектаклях, увлекался альпинизмом. Летом 1910 года совершил восхождение на Казбек, о чём сам поведал читателям на страницах «Терека». А меньше чем через год ему покорился и Эльбрус. 

В августе 1911 года Кирова вновь арестовывают и этапируют в Томск по делу томской подпольной типографии, но уже в начале весны следующего года «царские сатрапы» выносят ему оправдательный приговор за отсутствием улик. После освобождения он ненадолго приезжает в Москву, но, не найдя там работы, возвращается во Владикавказ. В ноябре 1912 года газета «Терек» публикует статью «Простота нравов», впервые подписанную «С. Киров». Под этим псевдонимом он и войдет в советскую историю.

   
   

«Наш Мироныч»

До 1917 года Киров не был убеждённым большевиком-ленинцем. Он слыл сторонником Временного правительства и восхвалял Керенского, называя его программу «гражданским евангелием». Но после Октября с головой ушёл в строительство новой жизни и сделал стремительную партийную карьеру. После смерти Ленина в ходе борьбы за власть в руководстве партии Киров безоговорочно принял сторону Сталина. И не прогадал. В начале января 1926 года он стал первым секретарём ленинградского обкома, заменив Зиновьева. Проявил себя прекрасным оратором, всегда выступал «без бумажки», убедительно и эмоционально. При Кирове в Ленинграде были достигнуты значительные успехи, он знал каждое мало-мальски крупное предприятие, знал имена и фамилии не только их руководителей, но и многих рабочих. Помимо прочего, Киров был единственным партийным деятелем, который даже в 30-е годы выступал перед рабочими без охраны. Это сильно отличалось от практики других советских боссов, избегавших лишних встреч с народом и окруживших себя толпами охранников. Рабочие называли Кирова «наш Мироныч». В 1930 году он вознесся на партийный Олимп, став членом Политбюро ЦК ВКП (б).

Сергей Киров, первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), во время посещения строительства Беломоро-Балтийского канала. Фото: РИА Новости

Выстрел в затылок 

При всей этой безупречной биографии было у Сергея Мироновича и одно слабое место — безудержная страсть к женскому полу. Ещё весной 1920 года, когда член Реввоенсовета XI армии Киров вместе с частями красноармейцев вступил в Баку, он познакомился с женщиной, которая станет его женой. В 1921 году у них родилась дочь Евгения, а её мать вскоре заболела и умерла. Надо сказать, что ещё с 1911 года Киров состоял в незарегистрированном браке с кассиром газеты, в которой трудился, Марией Маркус. Она потребовала отдать дочь Евгению в приют, на что Киров дал согласие. 

Поговаривали также о многочисленных связях Кирова с балеринами, однако «аморалка» в партии не приветствовалась, и эти встречи не афишировались. А ещё, по слухам, он закрутил роман с Мильдой Драуле, работавшей официанткой в Ленинградском обкоме партии. 

1 декабря 1934 года в коридоре Смольного муж Драуле Леонид Николаев выстрелом в затылок убил вождя ленинградских коммунистов. Убийца был схвачен на месте преступления и вскоре расстрелян. Среди множества версий убийства рассматривалась и версия убийства из ревности. Во всяком случае, Мильду Драуле начали допрашивать уже через 15 минут после рокового выстрела. А в марте 1935 года её расстреляли.