Шесть часов страха. Как я возвращалась домой из Шарм-эль-Шейха

© / Надежда Уварова / АиФ

Вчера президент России распорядился приостановить авиасообщение с Египтом до полного установления всех обстоятельств причины катастрофы. А утром этого же дня мое пребывание в солнечной Африке закончилось, ведь отмеренное путевкой количество дней истекло. Сразу после полудня нас, отдыхающих, собрали по отелям и отвезли в аэропорт. Мы возвращались в штатном режиме, с багажом, своими чартерными рейсами. О том, что российских туристов будут срочно эвакуировать из солнечной Африки, никто еще не знал. В сравнении с предыдущими поездками изменилось только одно: чтобы попасть на борт самолета, предстояло пройти квест «Круги арабской службы безопасности».

   
   

Огромные, огромные очереди

Мы спешим на рейс «Шарм-эль-Шейх — Челябинск» авиакомпании «Северный ветер». Большое скопление людей ожидает уже на входе в здание аэропорта Шарм-эль-Шейха. Никогда раньше здесь не требовали показывать паспорта. Медленно вереница, состоящая из пассажиров, движется вглубь здания. Под палящим солнцем, с багажом, медленно идем внутрь и мы. Плачут уставшие дети, взрослые кое-как стоят на ногах.

В аэропорту Шарм-эль-Шейха в разы увеличилось количество сотрудников спецслужб. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Попав, наконец, в помещение с кондиционером, видим начало нашей очереди: она длится от ленты досмотра багажа. Досматривают чемоданы не просто тщательно, а скрупулезно. Каждый подозрительный предмет достают для обследования. Распаковывают и тщательно перевязанные лентами сумки. Каждый перед проходом через рамку снимает обувь. Наконец, подходит наша очередь. Мелкие предметы кладем по ящикам, неподъемные сумки с сувенирами кое-как кладем на движущуюся ленту. У пожилой женщины с моего будущего рейса расходится замок на сапоге, который она уже обула перед приездом на холодную Родину. Но ей не разрешили не снимать сапог. Россиянка так и подтаскивала ногу, ворочая расстегнувшуюся и испорченную обувь, до самого самолета.

У женщины, одевшей сапоги перед прилетом в суровую уральскую действительность, разошелся сапог. Однако ее все же заставили снять его, несмотря на отпавшую «собачку» и недействующую молнию. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Огромная очередь, кажется, не уменьшается. Досмотр идет воробьиными шажками. Вдруг меня внезапно подзывает к себе мужчина в белой форме, сидящий за монитором, и на хорошем русском просит показать фотоаппарат. Я открываю сумку, служащую кофром. Мужчина с извинениями берет технику и начинает листать снимки. Я даже испугалась: что он здесь ищет? А вдруг я случайно сфотографировала то, что в Египте запрещено снимать? Внезапно молодой араб остановил взгляд на одном из снимков, сделанном пять минут назад в аэропорту. И удалился вместе с моим фотоаппаратом. Очередь встала. Краем глаза я видела, что он просил совета у другого человека в такой же белой форме. Испугалась, но араб технику вернул и пожелал доброго пути.

Босые и уставшие

Затем перед нами открывалась новая очередь. Обычная процедура сдачи багажа и получения посадочных талонов превратилась в еще один затяжной эпизод. Очередь почти не движется: здесь снова осматривают сумки и чемоданы, почему-то показавшиеся египтянам-сотрудникам аэропорта подозрительными.

Усиленные меры безопасности создали огромные очереди на каждом этапе прохождения паспортного контроля. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Затем мы заполняем миграционную карту и сдаём её на паспортном контроле. Я была уверена, что и он будет ожесточен, ведь, путешествуя с ребенком, не единожды сталкивалась с тем, что пограничники задают дочке вопросы типа: «Это твоя мама? Как тебя зовут?». Но в данном случае на ребенка, кажется, не обратили никакого внимания.

Паспортный контроль наш рейс прошел, впереди – личный досмотр. Значит, опять разуваться. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Мы идем на следующий этап — очередной личный досмотр. Это место я обычно про себя вспоминаю, как: «Сейчас выбросят воду». Но дело жидкостью и ножницами, которые ежегодно под возмущенные крики россиян выбрасывают, не кончилось. От кучки мужчин-сотрудников спецслужб аэропорта отделяется один и разделяет женщин и мужчин на две группы. Оказывается, мы будем проходить в разные стеклянные двери. Колонна представителей мужского пола заметно меньше нашей. Меня окружают сотни глаз, выглядывающих из черных одежд. Становится не по себе. Десятки арабских женщин в никабах служащие египетского аэропорта пропускают вперед, их почти не досматривают. Женщины спешат на другие рейсы, параллельно на табло вылетов высвечиваются Каир и Париж. Но следует заметить, у арабок почти нет ручной клади. Даже дамская сумка есть не у каждой.

   
   
Непривычно видеть около себя львиную долю женщин-арабок, полностью укрытых черными одеждами. Видны лишь глаза. Это никаб, не хиджаб. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Мы толпимся у стеклянных дверей. Воду выбросили, и, как назло, начинает мучить жажда. Подходит наша очередь, мы в очередной раз разуваемся. Девушка в хиджабе ощупывает меня и дочь. Снова вещи едут по ленте, мы идём через рамку. Впередистоящая женщина все время «звенит», ее возвращают, женщина снимает с себя все кольца, серьги, часы, невидимки, но звук не исчезает, и мы снова ждем. Обуваемся, собираем свои мелкие вещи по ящичкам и, наконец, попадаем в зал ожидания.

Кипр заполнен самолетами

В принципе, мы еще укладываемся по времени, но в том, что вылет будет задержан, никто почему-то не сомневается. На нашей стойке выхода к самолету — четвертой — идет посадка на Домодедово. Наш вылет следующий, и мы, конечно, не успеем вылететь в срок.

Никто не объявляет о задержке рейса. Табло аэропорта уверяет, что мы идем по времени. Рейс на Москву отправлен. Челябинск не загорается на табло.

От нечего делать идем с ребенком в Duty free. Красочная вывеска на русском языке приглашает вновь посетить Египет. Пока мы мечтаем только из него уехать. Бросается в глаза большое число сотрудников арабских спецслужб. То и дело мимо нас проходят мужчины с рациями, причём как в форме, так и в гражданской одежде.

До встречи в Египте? Теперь уже не знаю. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

С получасовым опозданием нас приглашают на рейс. Радостно, но страшно. Честно — очень страшно. Мы садимся в микроавтобус, что довозит до Боинга-737, и занимаем места.

Проходит полчаса, прежде чем командир воздушного судна объявляет: мы всё еще ждем разрешения на вылет. Воздушный коридор над Кипром переполнен, значит, нам надо ждать, и из своего графика мы выбиваемся.

Наконец, мы садимся в салон самолета. Предстоит еще часовое ожидание перед вылетом. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

В салоне тихо. Дети смотрят мультфильмы на ноутбуках или играют на телефонах родителей. Мамы и папы пытаются дремать. Наконец слышен гул двигателя, нам разрешили взлёт. «Господи, хоть бы авиадиспетчер всё точно просчитал, — молится женщина сзади меня. — Никаких чтоб столкновений самолетов». И становится еще страшней.

Никогда раньше, признаюсь, я не слушала правила безопасности при полетах на воздушных судах. Теперь внимательно изучила лежащую в кресле передо мной памятку, нащупала рукой спасательный жилет под сидением и смотрела, как надевать в случае чего кислородную маску.

Мы разгоняемся. Женщина впереди трясется от страха. Она не подает вида, но тремор рук не скрыть. Бледная и с испариной, она с силой вжимается в ручку кресла. Многие дети уже уснули. У меня сна, что называется, ни в одном глазу.

Теперь правила безопасности в самолете слушают внимательно все пассажиры. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Маяк

Пролетая над шикарными пляжами Красного моря, мысленно прощаюсь с дивными его обитателями. Отчетливо виден маяк на пляже Фанара Бич, на который мы ездили всем отелем. Немногие помнят, но в 2004 году Шарм-эль-Шейх уже пережил авиакатастрофу. Тогда в Красное море упал самолет с французскими туристами. В память о трагедии, чтобы самолеты не разбивались о скалы, и установлен маяк, а ниже, на смотровой площадке, — памятник погибшим в виде стальных птиц.

Стюардессы предлагают напитки, а я, собравшись с силами, спрашиваю, пролетели ли мы место страшной катастрофы Airbus-321 с российскими туристами. Девушка говорит, сейчас над Северным Синаем никто не летает, все следуют «в облет», потому мы так долго ждали зеленый воздушный коридор в районе Кипра. Становится немного легче, но страх не уходит.

Маяк на скале на одном из коралловых пляжей, Эль Фанара, установленный после авиакатастрофы 2004 года. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Нештатная ситуация

Внезапно через несколько рядов от нас слышатся стоны. Начинается движение, молодой женский голос просит срочно позвать стюардессу, нажимая на кнопку вызова. Немолодой пассажирке становится плохо. В считанные секунды стюардесса объявляет, что срочно нужна помощь врачей. Двое мужчин и женщина спешат к женщине.

Все происходит молниеносно. Медики оценивают ситуацию, просят принести аптечку и прибор для измерения давления. Больную укладывают на сиденья, стюардесса бежит с теплым сладким чаем. Пожилой врач, как позже окажется, анестезиолог-реаниматолог одной из челябинских больниц, говорит, что, возможно, это безболевая форма инфаркта. Выясняется причина полуобморочного состояния пассажирки: давление женщины сильно упало. Врачи реанимируют больную и распоряжаются передать командиру, чтобы по возвращении в аэропорт женщину встречала карета скорой помощи.

Врачи на протяжении всех шести часов полета подходили к женщине, справлялись о самочувствии. Возможно, приступ случился на почве переживаний и страха. Женщина сказала, мол, такое у нее впервые в жизни.

Каждое вхождение в зону турбулентности усиливало ощущения страха.

Самолет был полностью заполнен пассажирами. Весь, до единого сидения. Пока дама с упавшим давлением лежала на всех трех креслах, ее спутницам пришлось стоять в проходе между рядами.

Стюардесса говорит кому-то, что лететь осталось час, и становится легче: мы точно пересекли воздушные пределы России.

Наконец, командир воздушного судна говорит, что мы готовимся к приземлению в аэропорту Челябинска. За бортом ноль, нужно пристегнуть ремни безопасности и поднять спинки сидений. Мы спокойно и тихо садимся. Пассажиры благодарят экипаж не просто аплодисментами. Буря, взрыв эмоций, смех — ничего этого не было на протяжении всего полета. Нас просят оставаться на местах. В салон самолета входит бригада скорой и забирает больную женщину.

У женщины, у которой тряслись руки, теперь по щекам текут крупные слезы. Мы дома, мы живы.

Наверное, это были самые длинные шесть часов в моей жизни.