12 октября 2018 года в королевской семье Великобритании состоялась очередная свадьба.
Принцесса Евгения нашла счастье в отношениях с бизнесменом
28-летняя принцесса Евгения, внучка королевы Елизаветы II, вышла замуж за предпринимателя Джека Бруксбенка. Церемония бракосочетания прошла в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке.
Принцесса Евгения Виктория Елена Йоркская, является второй дочерью принца Эндрю, герцога Йоркского.
Принц Эндрю — третий ребёнок и второй сын королевы Великобритании Елизаветы II.
Евгения, появившаяся на свет в 1990 году, стала шестой внучкой Елизаветы II и первым ребенком британского королевской семьи, которого крестили публично.
Евгения и ее старшая сестра Беатриса являются единственными внучками королевы, которые возведены в титул принцесс и Их Королевских высочеств.
В списке претендентов на британский престол принцесса Евгения на сегодняшний день занимает место под номером девять.
А на голове — «Русский кокошник»
Всего на бракосочетание Евгении и Джека собрались около 850 VIP-персон. Помимо членов королевской семьи среди них были Виктория и Дэвид Бекхэм, модель Синди Кроуфорд с мужем, музыканты Элтон Джон, Лив Тайлер, Рикки Мартин, Деми Мур, Эд Ширан и Джеймс Блант, Робби Уильямс с женой Айдой Филд.
За музыкальное сопровождение во время церемонии в часовне Святого Георгия отвечал Королевский филармонический оркестр под управлением Джеймса Уильямса и приглашенный почетный гость, итальянский певец Андреа Бочелли.
Среди различных подробностей, связанных со свадьбой принцессой Евгении, одна заставила многих вздрогнуть — принцесса пошла под венец в роскошной платиновой тиаре под названием «Русский кокошник».
На фоне истерики, которая в последнее время разворачивается вокруг так называемого «отравления в Солсбери», английская принцесса в «Русском кокошнике» — это очень неожиданное сочетание.
Но 28-летнюю Евгению, устроившую наконец свою личную жизнь, подобные мелочи, очевидно, не волнуют.
Романовы диктуют моду
И все же, откуда на английской принцессе взялся «Русский кокошник»?
Диадема и ее разновидность — тиара — как специфическое женское парадное украшение вошли в моду в 1790-е годы, в эпоху ампира, и оставались популярными вплоть до Первой мировой войны.
В России, помимо общеевропейских тенденций, были и свои модные веяния. В эпоху Екатерины II русские аристократки стали периодически появляться при дворе в русских платьях с кокошником — такие своего рода «национальные дни» ввела сама императрица.
При Николае I «платье на русский манер» становится официальным и обязательным при дворе, а в качестве головного убора придворные дамы обязаны были носить кокошники с вуалью или же ювелирные украшения, напоминающие их по форме.
Разумеется, для представительниц дома Романовых ювелиры создавали уникальные изделия, напоминающие кокошники. Диадемы в виде множества бриллиантовых лучей, которые часто можно видеть на портретах российских императриц, на западе называли tiare russe — «русская тиара».
Очень многие диадемы и тиары Романовых после революции были вывезены на Запад. Одна из них сегодня принадлежит английской королеве Елизавете II. Речь идет о так называемой «Владимирской тиаре».
«Владимирская тиара» — русское сокровище в английских руках
«Владимирская тиара» носит имя великого князя Владимира Александровича, который заказал ее для своей невесты в фирме «Карл Эдуард Болин», заплатив за украшение 48 200 рублей.
Невеста великого князя стала супругой. Великая княгиня Мария Павловна Мекленбург-Шверинская владела тиарой вплоть до своей смерти осенью 1920 года. После революции Мария Павловна организовала настоящую спецоперацию, чтобы вывести украшение из России.
После смерти Марии Павловны «Владимирская тиара» досталась ее дочери, великой княжне Елене Владимировне, супруге принца Греческого и Датского Николая.
В 1921 году Елена Владимировна продала её своей родственнице королеве Великобритании Марии Текской за 28 000 фунтов стерлингов.
Бриллиантовая тиара состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец; в центре каждого расположена подвеска из крупной каплевидной жемчужины.
При королеве Марии Текской в 1924 году тиара была доработана ювелирами фирмы «Garrard & Сo» — жемчужины сделали съёмными — теперь их можно менять на висячие каплевидные изумруды, так называемые «Кембриджские камни».
От Марии Текской русское украшение перешло по наследству к ее внучке, нынешней королеве Елизавете II.
Мамин кокошник английского происхождения
Но «Русский кокошник» на голове принцессы Евгении имеет не русское, а английское происхождение. Он принадлежит ее матери Саре Фергюссон, герцогине Йоркской.
Тиара из белого золота изготовлена ювелирным домом Garrard & Co и украшена россыпью бриллиантов и семью изумрудами, размер самого крупного из которых — 93,70 карат.
Интересно, что сама Сара выходила замуж в тиаре без «русского колорита» — это была бриллиантовая тиара «Йорк», созданная специально для нее тем же ювелирным домом Garrard & Co. Тиара была подарком Елизаветы II и, по большому счету, не принесла Саре счастья — со своим мужем, принцем Эндрю, она в итоге развелась. Возможно, Евгении больше повезет в «Русском кокошнике».
«Русский кокошник» королевы
Вообще, у представительниц английской королевской семьи большая любовь к кокошникам. Помимо «Владимирской тиары» у Елизаветы II есть и украшение с точно таким же названием, как и у того, в котором вышла замуж ее внучка — «Русский кокошник».
Кокошник в традиционном русском стиле был создан в 1919 году французским Домом ювелирных украшений Boucheron специально для госпожи Маргарет Гревилл, светской львицы и дочери британского парламентария, хозяина пивоваренного завода Уильяма Гревилла.
В 1942 году, в соответствии с завещанием Маргарет Гревилл, ее драгоценности были переданы королевской семье. Они известны под названием «Букет Гревилл». «Букетом», одним из «цветков» которого и был «Русский кокошник», до своей смерти владела королева-мать Елизавета Боуз-Лайон, а в 2002 году драгоценности перешли к Елизавете II.
Так что «русский след» без всяких проблем можно найти даже в британской королевской семье. Странно, что это обстоятельство не сподвигло борцов с «агрессивной Россией» на новое расследование.