В багажнике… самолёт
Найти потерявшегося человека? Наблюдать за безопасностью на массовых гуляньях? Провести мониторинг обстановки во время чрезвычайных ситуаций? В селе Новосергиевка Оренбургской области — это должностные обязанности не только полицейских, но и местного педагога дополнительного образования. Руководитель объединения авиамоделистов построил беспилотник, чтобы помогать односельчанам.
Беспилотник носит гордое название Skywalker. Пару раз его услугами пользовались полицейские — однажды искали пропавшего ребёнка, которого без предупреждения забрала к себе бабушка, в другой раз во время бурной гулянки девушка заявила друзьям, что пошла топиться из-за неразделённой любви, а на утро пропала. Все случаи поисков с помощью беспилотника заканчивались благополучно, за что сотрудники спецслужб называют Николая Медведева своим талисманом.
Летательный аппарат, который соорудил мастер, в разобранном виде легко помещается в багажник авто. Развёртывание всего комплекса занимает 10 минут. После этого беспилотник готов к выполнению различных заданий.
Сегодня его задача вполне будничная — разрядить аккумулятор. Несколько раз в неделю Николай Медведев выезжает со своим изобретением в поля, чтобы «полетать». Это нужно и ему, как пилоту, и самолёту, чтобы не уменьшалась ёмкость батарей, от которых питается аппаратура.
Медведев достаёт из кабины своего автомобиля фюзеляж и крылья самолёта. Корпус лёгкий, ударопрочный. Вес самого планера с необходимым для пилотирования оборудованием чуть больше 2 кг; дополнительная техника, видеокамеры, более мощные батареи утяжеляют ещё граммов на 700–800. В длину самолёт — 1,2 м, размах крыльев — 1,6 м, у беспилотника есть закрылки, руль высоты, мотор, светодиодные лампы — всё, как у промышленной техники, только в миниатюре.
Пересчёт коров с воздуха
Медведев поднимает крышку капота, подсоединяет к аккумулятору провод, потом крепит небольшой телевизор к спинке водительского сидения, а на лобовое стекло автомобиля накидывает шерстяное одеяло (авиамоделист называет его «противобликовой системой»).
«Сейчас бортовое оборудование найдёт спутники, определит наше местоположение как дом, если вдруг что-то откажет, аппарат на автопилоте вернётся на место запуска. Географическое местоположение беспилотника отображается вот тут, на экране, в случае поломки я знаю, где его искать. Здесь же я вижу, куда лечу. Мои глаза находятся наверху», — комментирует свои действия авиамоделист.
Ждём ещё несколько минут, потом система издаёт негромкий звук – значит, беспилотник готов к запуску.
Мастер берёт в одну руку пульт управления, в другую — планер, замахивается, и самолёт с рёвом взмывает в небо. Николай Медведев тут же направляется к экрану.
«Вот мы и летим! Такое ощущение, что ты и впрямь высоко в воздухе и смотришь, будто из кабины настоящего самолёта. Эмоции, адреналин, а какой вид открывается! Сейчас над коровами низко пролетим, можно даже пересчитать их. Они не испугаются, уже привыкли к звуку мотора», — радуется авиамоделист.
Самолёт между тем летает над полем, то скрываясь из вида, то снижаясь до уровня деревьев. Пилот регулирует его высоту и скорость (которая, кстати, может легко достигать и 70 км/ч). Рассматривает территорию вокруг посёлка.
Вечная боеготовность
«Постоянно поддерживаю его в «боеготовности», мало ли что случится? Вот в прошлом году, когда рванул Донгузский полигон (взорвалось 4 тысячи тонн снарядов, в близлежащих посёлках выбило окна, трясло даже Оренбург, находящийся в 40 км от полигона — прим. ред.), меня не догадались привлечь. Там же, по всем правилам, людям нельзя было находиться в зоне поражения, мониторинг с вертолётов опасен, мало ли каким осколком заденет, техника-то не копеечная! А вероятность падения моего небольшого беспилотника мизерная, к тому же, если его и задело бы, пострадал бы только фюзеляж, а это не такие большие потери», — рассказывает Медведев.
От имени сельского дворца творчества он собирается заключить договор о сотрудничестве с МЧС на возмездной основе — спрос со стороны спасателей давно оформился. Весь доход пойдёт на развитие кружка авиамоделирования и закупку современных комплектующих.
Помимо сотрудничества с полицией и спасателями, Медведев управляет беспилотником и «для души»: снимает вид с высоты птичьего полёта на камеру, монтирует видеоролики и выкладывает в Сеть, а также мечтает побывать со своим самолётом где-нибудь на море и посмотреть южные пейзажи. Особенно красивые картинки с камеры беспилотника получаются с высоты более 1 км, подниматься он может и выше, но пилот чётко понимает, во-первых, правила и регламент использования воздушного пространства, а во-вторых, эффективно аппарат работает на сравнительно небольшой высоте — от 10 до 500 метров.
«Ещё один плюс моего беспилотника — отсутствие необходимости в разрешениях на полёт, ведь по квалификации он относится к лёгкому классу летательных аппаратов «А». Радиочастоты, которые использую, тоже разрешены для гражданских целей, это 2,4 ГГц и 1,2 ГГц, это частоты wi-fi и сломанных микроволновок», — радуется изобретатель.
Медведев уверен, что воздушные шары, наполненные гелием и выпущенные на празднике, представляют для воздушных судов куда большую опасность, чем его Skywalker.
Станция слежения из рыбацкой удочки
Полетав минут 15, Николай Медведев сообщил, что сейчас будет заходить на посадку, предельное время полёта беспилотника — около 20 минут.
Описав вокруг поляны ещё три круга, он плавно сажает самолёт «на брюхо». Отделив крылья от корпуса, принимается сворачивать приборы, находящиеся на земле, очень напоминающие удочки.
«Да, основу для усилителя сигнала я из спиннинга сделал», — подтверждает моё предположение авиамоделист. Почти всё наземное оборудование — станцию слежения за моделью в воздухе по GPS-координатам и систему радиоуправления — он изготовил из подручных средств, пригодился и штатив для камеры, и телевизор, а электронику авиамоделист паял вместе с другом.
Крылья планера, купленные в интернет-магазине, не устроили мастера по прочности, и он соорудил их сам. В самом корпусе самолёта есть детали из фанеры, бальса (особо лёгкая древесина из Южной Америки), стекло- и углеволокна, карбоновых наполнителей.
Те детали, которые невозможно было смастерить самому, Медведев заказал из Китая, США, Тайваня и Канады. Говорит, что рад был бы приобрести их у отечественных умельцев, но такие комплектующие, кроме как в военной промышленности, у нас не выпускают.
Педагог дополнительного образования решил соорудить свой беспилотник несколько лет назад, во время сильного паводка в Оренбургской области. Проанализировав чрезвычайные ситуации, которые часто случаются в мире, он пришёл к выводу, что для мониторинга обстановки чаще всего используются беспилотные летательные комплексы: это экономит и людские силы, и ресурсы. Однако его родное село Новосергиевка едва ли могло себе позволить потратиться на аналогичное оборудование стоимостью минимум 3 миллиона рублей. Поэтому Николай Николаевич поставил себе цель — попытаться создать аналог в пределах разумной стоимости. И сделал! Базовая версия его беспилотника стоит всего 150 тысяч рублей.
Второй беспилотник
В сложной работе ему помогли знания, полученные ещё в советском детстве. А последние 10 лет авиамоделист сам учит школьников строить самолёты из фанеры:
«Свой первый планер сделал ещё во втором классе и увлекался этим до армии. А потом закрутилось — учёба в институте, работа, семья. Вернулся в авиамоделизм благодаря сыну, когда он попросил вести кружок в детском дворце творчества. Вот уже 10 лет как я ушёл из строительной отрасли и стал преподавателем».
Сын Дмитрий прошёл вместе с отцом весь путь становления кружка и во многом превзошёл своего учителя — стал мастером спорта по авиамодельному спорту, неоднократно побеждал в российских и международных чемпионатах. Сейчас младший Медведев учится в аэрокосмическом институте на инженера ракетостроения.
У Николая Медведева почти готов второй беспилотник: дело продвигается, но медленно — не хватает денег. Чтобы усовершенствовать аппарат, продлить время его полёта, дополнить его аппаратурой, нужно вложить в него ещё несколько сотен тысяч рублей. Но мужчина продолжает заниматься авиаделом, надеясь, что его работа не окажется забытым ремеслом.
«Некоторые односельчане не могут понять, как у такого великовозрастного дядьки, как я, детство никак не заканчивается», — смеётся Николай Николаевич.