Родился в рубашке. Зажатый в дверях троллейбуса мальчик вышел из реанимации

Фото: Алина Менькова / АиФ

Корреспондент АиФ.ru Алина Менькова встретилась с мамой школьника Анной Абрамовой в краснодарской больнице ЗИП и узнала, как себя чувствует мальчик, что намерены делать его родители и как комментируют произошедшее очевидцы.

   
   

Даня уже пятый день лежит в детском травматологическом отделении больницы ЗИП. У него перелом берцовой кости, многочисленные гематомы и ссадины, правая нога в гипсе. В коленной чашечке постоянно собирается жидкость. Мальчику регулярно делают перевязки. Вчера, 3 февраля, Даня отметил в больнице свой девятый день рождения.

Поздравить Даню с прошедшим Днём Рождения пришли даже незнакомые люди. Фото: АиФ/ Алина Менькова

Поздравить его пришли не только одноклассники, но и просто незнакомые люди, которые откликнулись на беду — принесли фрукты, цветы, игрушки, влажные салфетки. Сейчас к Дане зашёл сосед по палате — мальчик Савелий. Сегодня его выписывают, но на прощание он заботливо протягивает Дане мягкую игрушку.

«Это наш гость! Крёстная организовала нам фокусника на праздник! — рассказывает Анна, мама мальчика. — Моя однокурсница Эльвира заказала аниматоров — фею, пиратов. Откликнулись все, кто мог! Сын был очень рад».

«Да, это был мой лучший День Рождения», — говорит Даня и достаёт очередной конструктор.

Сосед по палате пришёл поздравить Даню с прошедшим Днём Рождения. Фото: АиФ/ Алина Менькова

Анна провожает Савелия с его мамой, женщины обнимаются и обмениваются телефонами. Здесь Анна и Даня провели, наверно, самые тяжёлые для Анны в жизни четыре дня.

Был в сознании, но в шоке

День, когда всё случилось, начинался для Анны как обычно. Разбудила сыновей, собрала старшего в школу. Младший приболел, в садик вести не стала.

   
   

«В 12 часов дня я проводила Даню до остановки и спешила домой, потому что трёхлетний спящий малыш остался дома один. Пока шла, звонила Дане — он говорил, что троллейбуса ещё нет, я ему: "Я тогда буду заниматься своими делами. А ты позвони, как сядешь". Когда пришла домой, он снова позвонил. Но по телефону я услышала не его голос, а голос незнакомой женщины».

Женщина сообщила Анне, что Даня попал под троллейбус. Руки у Анны задрожали, сердце ушло в пятки, она тут же позвонила своей матери — та прибежала домой, чтобы посидеть с младшим, а сама Анна, накинув куртку, помчалась на остановку.

«Мама мгновенно прилетела, она работает рядом с домом. Я, пока бежала, не могла понять — как он мог попасть под троллейбус, если должен был в него сесть, а не переходить дорогу? Ревела навзрыд. Увидела сына лежащим на скамейке — под головой рюкзак, брюки разорваны по швам, нет одного ботинка, гематомы, ссадины на открытых местах. Он был в сознании, но в шоке, плакал. Рядом стояли люди, вызывали скорую».

Анна говорит, что всегда учила сына заходить в переднюю дверь, это же безопасно. Оказалось, нет.

«Я искала глазами водителя, он не подходил — стоял у троллейбуса».

Это очень задело Анну.

Анна вспоминает, как всё случилось. Фото: АиФ/ Алина Менькова

«Он ждал своего начальства, оно на легковой машине чуть позже приехало. Я, конечно, на эмоциях ему много чего сказала, без угроз, разумеется. Уже вечером в ГАИ он подошёл к нам, сказал "извините". Но мы с мужем сказали: "Просите помощи у Бога". Я бы не так отреагировала, если бы мой ребёнок выбежал на дорогу. Но тут такое! А он: "Я правда" его не видел" — и всё…»

Анна говорит, что потом водитель звонил ещё не раз — рассказывал, как похоронил мать, как прошёл войну, что многое в жизни повидал.

«Свои личные проблемы… а зачем они мне? Я думала, он к ребёнку интерес проявит. Спрашивал без конца, какой диагноз, говорил, что по образованию он медик, что, мол, быстро всё заживет, предлагал костыли: "Позвоните, и я дам". Но я не хотела звонить, мы сами достали».

У Дани — перелом берцовой кости. Фото: АиФ/ Алина Менькова

Анна рассказывает, что водитель ещё много раз звонил, но она отдавала трубку мужу — и он с ним говорил.

«Мужу показалось, что он даже записывал на диктофон разговор».

Водитель Виталий не хочет комментировать ситуацию. Лишь говорит, что пытался подойти, но просто понимал, что человек находится в шоке, да и сам тоже в нём пребывал ещё долгое время. Он расстроен — это слышно по голосу. За 25 лет работы такого с ним никогда не происходило.

«Я не хочу ничего говорить. Сейчас идёт следствие. Оно всё покажет».

Спаситель Алексей

Анна не хочет в деталях вспоминать произошедшее: «Хочу всё это забыть — вот только ребёнок забыть не может, он всё время это вспоминает, плохо спит».

Анна благодарна спасителю сына — водителю Алексею. Именно он перегородил дорогу троллейбусу, когда заметил, что в двери зажат мальчик. Он вызвал скорую, успокаивал плачущую Анну. По телефону Алексей рассказывает:

«На повороте я увидел, как с остановки отъезжает троллейбус, а около его передней двери падает мальчик. Казалось, он зацепился портфелем или шнурками ботинка за дверь. Я стал кричать водителю, сигналить. Он не реагировал, тогда я оставил машину и выбежал. Он поехал назад и поелозил передними колёсами по ногам ребёнка. Тот просто кувыркался под колёсами. Я взял ребёнка, положил на лавочку, мы не разрешали ему двигаться, боялись, что что-то сломано».

В больнице мальчику сделали компьютерную томографию.

У Дани гематома левой голени. Фото: АиФ/ Алина Менькова

«Его на сутки положили в реанимацию, потому что зафиксировали гематому почки. Боялись, что может начаться кровотечение. Но под капельницей его состояние нормализовалось», — говорит Анна.

Она волновалась за сына ещё по одной причине — у мальчика врождённый порок сердца. Совсем недавно Дане сделали операцию — поставили окклюдер.

Анне переживать это всё тоже тяжело. Она инвалид детства третьей группы — проблемы с позвоночником, диабет. Из-за нервов у неё поднялся сахар. Она признаётся, что больница ЗИП — её второй дом, здесь она лежала во всех отделениях, в ноябре ей прооперировали позвоночник. А потом она вновь попала в реанимацию из-за повышения сахара.

«Только сахар нормализовался месяц назад, так это беда — вся высохла, губы обветрены, вся чешусь».

И в интернете разнеслась молва

Анна рассказывает, что в интернете её не раз «полили грязью». Её подруга Инна разместила в соцсети Instagram фото Анны с сыном и её номер телефона и попросила помощи: «Друзья, кто чем может — кто морально, кто материально. Любая помощь нужна».

«Мой профиль в Instagram закрыт, это фото видели только мои друзья, — рассказывает Инна. — У Анны сейчас непростая ситуация в семье, денег мало, она недавно только восстановилась после сложной операции на позвоночнике, переехала с мужем жить к маме. Я не оставляла номер карты, только телефон. Но вдруг в другом профиле оказался скриншот моего фото, но с номером карты Анны. Всё было в открытом доступе. Мне это не понравилось. Я сразу написала администратору, он удалил этот пост. Там писали разные гневные комментарии: "Покажите документы, мы дадим деньги! Хватит прибедняться!" и другое. Я просто сейчас хочу заявить прессе — мы не вымогали деньги. Я писала сообщение только своим друзьям».

Слева пост Инны, справа тот, который вызвал негодование у общественности. Фото: АиФ/ Алина Менькова

Выписать Даню обещают не раньше, чем через 10 дней, а снять гипс через 3 недели. Вот только как теперь он будет ездить до школы — мальчик ещё не знает, думать об этом не хочет.

Долго ещё Даня будет помнить то, что с ним произошло, уверена мать.

«Он ночами кричит: "Ай, рука, рука, помогите!". Всё помнит. В пятницу к нам придёт психолог. Будем надеяться, что всё со временем забудется».

К Дане в пятницу придёт психолог. Фото: АиФ/ Алина Менькова

«Поражает цинизм троллейбусного депо»

«Сейчас проходит судебно-медицинская экспертиза, — рассказал официальный представитель управления МВД России по Краснодару Артём Коноваленко, — она займет от 20 до 30 дней, потом она поступит в ГИБДД. Если будет подтверждено, что был нанесён тяжкий вред здоровью, то вслед за судебно-медицинской будет проведена автотехническая экспертиза. В этом случае водителю предъявят обвинение по статье 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Если судебно-медицинская экспертиза подтвердит лёгкий или средний вред здоровью, то водителя ждёт административный штраф или лишение прав. Также мать мальчика может подать иск в суд и требовать возмещения материального и морального ущерба, полученного в результате ДТП.

В общем, судьбу водителя решат следственные органы. Пока ничего не известно».

В Краснодарском троллейбусно-транспортном депо комментировать трагедию, произошедшую с мальчиком, наотрез отказались. По сообщениям интернет-портала «Кубань-24», в КТТУ инцидент назвали несчастным случаем, объяснили, что мальчик, заходивший в переднюю дверь, попал якобы в слепую зону видимости водителя. Виновника случившегося пообещали лишить премии.

Губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва возмутило такое, мягко говоря, странное поведение КТТУ.

Александра Ткачёва поражает цинизм КТТУ. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

«Поражает цинизм комментариев руководства КТТУ. Мальчишка в реанимации с серьёзными травмами, может остаться инвалидом на всю жизнь, а в КТТУ лишь провели кабинетную "служебную проверку". Директор КТТУ вообще должен дневать и ночевать в больнице, оказывать возможную помощь мальчику и его маме, а не оправдываться», — написал глава края в твиттере и поручил мэру города тщательно разобраться в этой ситуации.

То, что случилось с Даней, — далеко не первый на Кубани случай. Похожая история произошла с моей четырёхлетней дочерью два года назад.

31 марта 2013 года около трёх часов дня в троллейбусе № 13 на улице Старокубанской моей четырёхлетней дочери зажало голову. Я вышла первая, потянулась к дочери, чтобы помочь ей сойти со ступеньки. Бах — двери закрылись, троллейбус поехал. Я стала кричать водителю, чтобы она остановилась. Мне повезло, что около дверей сидела женщина с ребёнком — она крикнула водителю. Если бы не она, неизвестно, чем бы это всё закончилось, троллейбус был пустой. Водитель наорала на меня, что, мол, не надо выходить в третью дверь. Да, может, я была не права. Но для чего-то есть эта третья дверь, значит, в неё тоже положено смотреть. И не оставлять в проёме людей. Дочка плакала. Но больше испугалась я. Ведь я-то понимала, что могло бы случиться, если бы двери зажали ей не щёки, а шею. Я оставила на водителя жалобу в троллейбусном депо, свой телефон. Но никто не позвонил, не извинился. И это неудивительно… когда я готовила этот материал, нашла массу похожих историй, где водители закрывают двери, оставляя в них головы, руки и ноги детей, а потом даже не извиняются. И почти всегда остаются безнаказанными.

Похожие случаи

22 июня 2010 года во Владимире женщина заходила с коляской в салон троллейбуса. Когда коляску занесли в салон наполовину, двери закрылись, а сам троллейбус поехал. Мама вцепилась в коляску, и её протащило метров 10. Только после этого водитель заметил женщину и открыл двери. К счастью, ни женщина, ни ребёнок не пострадали.

Аналогичные случаи происходят по всей России. Фото: АиФ/ Мария Усачева

18 ноября 2013 года в Чите водитель троллейбуса защемил 10-летнего мальчика дверьми и протащил несколько метров за собой. Мальчик получил ссадины и ушибы.

«Водитель троллейбуса даже не поинтересовалась состоянием ребёнка и спокойно продолжила маршрут. Есть свидетели, которые сейчас находятся с мальчиком и его отцом, который подъехал позже. Скорая помощь, приехавшая на место происшествия, зафиксировала многочисленные гематомы», — рассказывали очевидцы.

22 декабря 2014 года в Ижевске утром на улице Карла Либкнехта двери троллейбуса зажали девочку, когда она заходила в транспорт вместе со своей бабушкой. Девочка сломала ногу.

В этом же году в Тамбове водитель троллейбуса придавил дверью ребёнка. Об этом на сайте МБУ «Пассажирские перевозки» написала мама малыша, которая вместе с ним ехала в троллейбусе: «Мы сели на остановке "Ж/Д вокзал". Выходили на Кронштадтской. Когда я выходила с ребёнком, водитель закрыла дверь — ребёнка зажало, она даже не извинилась», — пожаловалась тамбовчанка. Обращение женщины рассмотрели в «Пассажирских перевозках». С водителя было взято письменное объяснение и проведено внутреннее расследование, по результатам которого водителю просто объявлено замечание.

16 октября 2014 года уже в Орле днём на улице Металлургов школьницу защемило дверью троллейбуса и протащило по улице. Дело было так: на остановке общественного транспорта в заднюю дверь стоящего троллейбуса вбежала 15-летняя девушка. Она спросила у пассажиров, сможет ли доехать до нужного ей места. Но, как выяснилось, троллейбус шёл по другому маршруту, и девочка, очевидно, решила выйти. Но в этот момент водитель уже тронулся с места. Выпрыгивая на улицу, школьница зацепилась рюкзаком за закрывающиеся двери, и её нога оказалась прищемлённой. Троллейбус потащил девочку за собой. Пассажиры закричали, водитель остановился, открыл двери троллейбуса, и девочка выпала на дорогу. В результате этого ДТП школьница получила повреждение связок и перелом левого голеностопного сустава.

В Таллине ребёнок погиб

Невнимательные водители троллейбусов есть везде — не только в России. Похожие случаи происходят и в соседней Украине, Беларуси, Эстонии. В Одессе в троллейбусе защемило 4-летнего мальчика, в Хмельницком 6-летнюю девочку прижало дверью троллейбуса, транспорт протащил ребёнка около метра, ребёнок получил сотрясение головного мозга. В Тернополе водитель троллейбуса просто раздробил тазовую кость ребёнку. Мать пострадавшего мальчика Ирина пишет на сайте городского совета:

«На остановке Коновальца с двумя малолетними детьми я заходила на заднюю дверь троллейбуса № 153 по маршруту № 10. Когда младший ребёнок только встал на ступеньку, водитель закрыл дверь, прижав ребёнка в районе талии и тазобедренного сустава. Тело ребёнка находилось в середине троллейбуса, а ножки на лице. На крики пассажиров водитель остановил троллейбус, но даже не поинтересовался о состоянии ребёнка и не извинился! Как можно допускать таких водителей к управлению источником повышенной опасности? Почему так грубо нарушаются правила предоставления услуг городским электротранспортом?».

Ещё один случай произошёл в Беларуси в 2013 году. Заметьте, здесь водитель не заметила ребёнка уже не в задней, а в средней двери. Мать пострадавшей девочки пишет: «В 18:10 с трёхлетней дочерью выходили в среднюю дверь на остановке Бурдейного. Выходили первыми. Я успела только за руку помочь дочери сойти на тротуар, как двери троллейбуса закрылись, и он тронулся. Ребёнка защемило дверями, а ноги волочились по асфальту. Весь троллейбус начал кричать "Остановите!", люди с остановки пытались подхватить малышку, но её руки были у меня в руках. Наконец водитель остановила троллейбус. Водитель — блондинка в солнцезащитных очках — в момент начала движения от остановки разговаривала по мобильному телефону. Конечно, её мысли заняты были другим — иначе, зачем, только открыв дверь, она закрыла её, не посмотрев, что происходит в салоне во время посадки. Я подошла к кабине, чтобы узнать, как зовут водителя — таблички на кабине не было, а водитель отказалась представиться. Также, несмотря на просьбы открыть окошко водителя и написать на бумаге своё имя и номер троллейбуса, она ничего не делала и опять начала движение троллейбуса. Ребёнок целый час плакал».

В соседней Прибалтике, в Эстонии такие случаи удивляли жителей не раз. Но самый ужасный произошёл 12 января 2009 года в Таллинне. Там на троллейбусной остановке около торгового центра «Кристийне» погиб 13-летний мальчик. Ему прищемило дверью руку, и, когда троллейбус двинулся с места, мальчик потерял равновесие и упал под колёса. Ребёнок погиб на месте происшествия. Водителя, 56-летнего Сергея, обвинили в совершении аварии по неосторожности, повлекшей за собой смерть ребёнка.

Это сводка только за последние несколько лет. А ведь таких случаев тысячи по всему миру. И они происходят каждый день.