Aif.ru отправился в глухую деревню на границе с Подмосковьем проверить, действительно ли в работном доме людей держат против их воли и заставляют трудиться за еду. На месте встретила весьма агрессивная компания, дело едва не закончилось рукоприкладством.
«Скорее, уезжайте отсюда»!
Пожилой мужчина лежал в траве за контейнерной площадкой скорчившись и стараясь вжаться в землю. Сердце так гулко стучало, что он боялся, что этот громкий стук может его выдать. Несмотря на ранний час, солнце стояло уже высоко. Со стороны шоссе послышался звук приближающейся машины. Хлопнула дверь.
«Андрей Николаевич, вы здесь? — раздался тихий голос водителя. — Я волонтер „Альтернативы“, за вами приехал, выходите».
Мужчина стремительно, словно спугнутый заяц, выскочил из укрытия и запрыгнул в салон автомобиля. Трясясь, забился в угол и дрожащим голосом попросил волонтера: «Едем! Скорее, уезжайте отсюда!».
Это было 7 июля.
Собирал валежник и камни
«Андрей Гречишкин позвонил нам накануне, 6 июля, — рассказывает волонтер Движения против рабства „Альтернатива“ Артем Гончаров. — Он сообщил, что его удерживают против воли в работном доме, расположенном в деревне Юренево Конаковского района Тверской области. Прямо на границе с Подмосковьем. И что он попробует следующим утром сбежать, если мы ему поможем. Мы помогли».
Тогда волонтеры вывезли Андрея Николаевича из Юренева и отправили в один из шелтеров (убежищ) организации, где он рассказал им свою историю. В марте этого года мужчина приехал из Курской области в Химки на заработки. В парке встретил человека, назвавшегося сотрудником благотворительной организации Романом, тот предложил ему работу.
«„Благотворительная организация“ в реальности оказалась работным домом, — объясняет Артем. — В 5 утра работников перевозили на остров, где они разбирали бревна после лесоповала, собирали валежник и камни. Зарплата — 1500 рублей в две, а то и три недели, ее еле хватало на еду. За порядком следили надзиратели из бывших заключенных. Гречишкин пытался оттуда сбежать, но его догнал Роман и сильно избил. При второй попытке с нашей помощью побег удался. Паспорт Андрея Николаевича остался у хозяина, он даже не стал за ним возвращаться, так сильно боялся».
И вот, мы с волонтерами «Альтернативы» едем в Юренево. Андрей Николаевич уже в безопасном месте, у дочери. Но он рассказал, что в том работном доме есть еще несколько людей, которых удерживают против их желания. И мы отправились их спасать.
Волонтеры «Альтернативы» уже ездили на этот объект прошлой зимой. Тогда, по словам Артема, им удалось помочь двум сбежавшим оттуда рабам, ждавшим в лесных посадках. Но в тот раз хозяева не пустили волонтеров на свою территорию.
«Да знаем мы этот адрес»
Юренево — небольшая деревушка. Приземистые домики, спрятанные за дощатыми заборами, почти в каждом дворе куры, утки и брехливые собаки. Мы приехали большой компанией, в деревне к нам присоединились два местных волонтера «Альтернативы» и Арина — журналистка местного информагентства.
Первым делом волонтеры позвонили в службу 112, рассказав о возможно насильственном удержании людей. Минут через двадцать подъехал полицейский «бобик», из которого вылезли двое сотрудников.
«Да знаем мы этот адрес, — усмехнулись вновь прибывшие. — Каждый месяц приходится приезжать по сигналам, что тут кого-то насильно удерживают. Поехали, это направо через тридцать метров».
Въезд в работный дом находился за той самой контейнерной площадкой, где прятался Андрей Николаевич. На неогороженной территории стояли несколько домов, к ним вела дорога, по обеим сторонам которой были навалены кучи старой бытовой техники, ржавые остовы автомобилей, сушилась на веревках одежда. Нам навстречу вышли несколько мужчин со специфической внешностью и повадками бывших сидельцев.
«Вы кто? Волонтеры? Вот и идите отсюда, волонтерьте где-нибудь в другом месте! — перемежая речь матом и страшно оскалившись, рычал человек в синей майке, представившийся полицейским Иваном. — Никому здесь не надо помогать, покиньте территорию». Потом были крики, угрозы, попытка накинуться с кулаками...
«Идите, идите отсюда, уезжайте и все будет хорошо. Вот вам наша визитка, там телефон, трубку беру я, Роман, если что, звоните», — сказал другой человек, вышедший из-за калитки.
Тот самый Роман, который заманил сюда Андрея Гречишкина.
«Паспорта забирают»
«Успокоились и перестали кричать! — приказали полицейские. — Все присутствующие здесь люди подойдите сюда. Нарушаются ли ваши права?»
«Гражданин начальник, здесь нарушают права, — раздался голос за поленницей. Оттуда вылез тощий растрепанный мужчина. — Паспорта забирают».
Иван отреагировал быстро, по-волчьи. Словно тень, метнулся к говорившему и тихим, но вызывающим дрожь голосом спросил, хочет ли он уйти отсюда?
«Нет, нет, я тут по своей воле, мне здесь нравится, — вздрогнул мужчина. — Я здесь второй год, раньше на улице жил. А тут хозяева кормят, даже когда мы не работаем».
Полицейские обнаружили и вытащили на улицу еще человек пять. Все, сжавшись под цепкими взглядами Ивана и Романа, подтвердили, что находятся в работном доме добровольно.
Подъехал «мерседес», из которого вылез крепкий мужчина в тапочках.
«Что тут происходит? Вот, глядите, как вы позвонили, я сразу сюда сорвался, даже тапочки не переодел», — здороваясь с полицейскими, с улыбкой проговорил мужчина. Это оказался хозяин дома — Александр. Он был очень недоволен, что полицейские своим звонком выдернули его из городской квартиры.
При появлении Александра обитатели хозяйства вытянулись по стойке «смирно».
«Когда-то я был таким же, как они! — театрально взмахнув рукой, начал рассказ хозяин. — Я жил в Зеленограде, у меня была жена и бизнес. Но жена переписала на себя все имущество и выкинула меня из квартиры. Месяц мне пришлось жить на улице. Постепенно встал на ноги, встретил Каролину».
Александр приобнял женщину, десятью минутами ранее жутко кричавшую вместе со всей ее компанией.
«Приехали сюда, сначала снимали домик, потом взяли в ипотеку, — продолжал мужчина. — Фермерством хотели заняться, кур завели, перепелок. А 9 лет назад увидели на лавочке замерзающего человека. Привезли сюда. Жизнь ему спасли! А он отогрелся, и своего друга привел. Так теперь по сарафанному радио передается, что я подбираю бездомных людей, даю им пищу и кров. Нам сами звонят с вопросом, можно ли здесь пожить».
Но, по словам хозяина, это не чистая благотворительность. За кров и пищу надо работать. По его словам, у них бригада мастеров. Берутся за любую работу. Вот сейчас, например, его подопечные очищают остров на Волге, который купил некий олигарх.
«Какие-то байки неправдоподобные втирает», — переглянувшись, тихонько хмыкнули волонтеры «Альтернативы».
Черная неблагодарность
«И вот некоторые наши подопечные, вместо благодарности, отплачивают нам помоями,- патетически вздохнул Александр. — Например, этот Андрей, которого мои ребята забрали в химкинском парке никакущего с лавочки. Не работать хотел, а бухать. И сбежал. Даже паспорт оставил. А паспорта я забираю, да, чтобы не потеряли по пьяни. Нажаловался вам, что рабом был. Черная неблагодарность, черная».
«Да-да, — покивали полицейские. — Вот сколько ни получали сигналов о рабстве, ни один не подтвердился. Вот недавно женщина к нам прибежала, мол, спасите, помогите, мужа моего насильно в Юреневе удерживают. Мы приехали, забрали мужика. Ему — 38 лет, а ей — 65. Естественно, он от нее сбежал. Сначала не хотел к ней возвращаться. Но она его как-то уговорила».
Супруги объяснили, что порядок в их маленькой трудовой армии поддерживают Иван и Роман, они тут старшие. Есть их помощники — те, кто работает долго и завоевал доверие. Они следят за новенькими.
«Вот те, кто сейчас вышли, это и есть костяк нашей бригады», — пояснила Каролина.
«То есть у вас там внутри еще какие-то люди есть?» — спросили мы.
Каролина начала что-то рассказывать об инвалидах, которым по состоянию здоровья тяжело ходить. К тому времени уже спал накал эмоций, обитатели работного дома, незваные гости и полицейские мирно общались между собой. Вызвавшая бучу фотограф aif.ru так и сидела, запертая в машине, которую сторожили двое работников хозяйства — чтобы не снимала через стекло.
В принципе, все уже было понятно. Мы распрощались и покинули Юренево.
Скопировали визитку
Визитка, которую дал мне Роман, сразу вызвала странные ощущения. Информация на ней была простой: текст «Приглашаем на работу людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, предоставляется жилье, питание, одежда и сигареты», название «Теплый прием» и логотип в виде сомкнутых ладоней, сжимающих лепесток пламени. Но дело в том, что это название и логотип принадлежат совсем другой организации! В Химках уже давно действует социально-реабилитационный центр для бездомных «Теплый прием» — с точно таким же логотипом.
«Ничего себе, — увидев визитку из Юренева, отреагировала заместитель директора СРЦ Юлия Каганер. — Нас скопировали. Это очень печально. У нас нет ни слова о работе, мы помогаем бездомным людям безвозмездно. Обязательно позвоним авторам визитки и попросим прекратить использовать наше название и логотип».
Я позвонила Александру и спросла, зачем он использует чужой бренд? Он объяснился очень странно.
«Мы из интернета взяли данные визитки, да, — признался он. — Нам уже звонили, что мы чужое копируем, больше не будем их использовать».
Он так и не согласился назвать свою фамилию. Пояснил, что ему «не нужны никакие дела с государством».
«Бездомные? В Юреневе? — удивилась заместитель главы администрации Конаковского района Аггюль Бородина. — Впервые слышу. Это ужасно, если людей там действительно держат против их воли».
Замглавы сказала, что обязательно разберется с этой историей. То же самое пообещал и председатель Собрания депутатов Конаковского района Дмитрий Щурин. Он также сообщил, что раньше никогда не слышал про этот объект.
«История с работным домом в Юреневе абсолютно типичная, — сказал координатор „Альтернативы“ Алексей Никитин. — Они все, как под копирку. Заманиваются бездомные люди, с помощью угроз и алкоголя принуждаются к работе. Надсмотрщики из бывших работников. Двери открыты, но это только так кажется — уйти нереально. Бездействующие полицейские. Вешанье лапши на уши, что они благотворители. Почему люди не уехали с вами? Потому что просто не поверили, что их смогут освободить и укрыть в безопасном месте. И, к тому же, возможно, что некоторым из них и некуда идти. Пока что мы ничего не можем сделать. Нам остается только ждать очередной заявки из Юренева».