4-летний Арсений пробирается сквозь толпу на первые ряды трибуны. «Там мой папа. Он на стороне русских», — объясняет своё желание быть поближе к происходящему мальчик.
Несмотря на свой юный возраст, он уже свободно выговаривает «реконструкция» и «бронетранспортёр». «Мама, я не буду расстраиваться, как в прошлый раз. Ведь папу убьют не по-настоящему. Это всего лишь игра», — обещает Арсений и усаживается к маме на руки. Папа Арсения — реконструктор, участвует в эпизоде одного из главных сражений фестиваля «Времена и эпохи» — битве вокруг крепости «Осовец», случившейся 6 августа 1915 года.
Этот эпизод вошел в историю под названием «атака мертвецов». В этом сражении немецкая армия применила против русских защитников отравляющий газ хлор. На тот момент в российской армии не было противогазов. От ядовитых паров хлора защитники крепости спасались, чем могли: закрывали лицо портянками, ветошью или просто рукой. А немцы ждали, когда газ сделает своё дело. А потом, надев противогазы, захватчики отправились в крепость, надеясь, что, кроме мертвецов, там никого не найдут.
Но... 60 отравленных хлором русских солдат, умирающих и озлобленных, бросились в атаку и обратили в бегство 7-тысячное немецкое войско. По историческим данным, осада крепости длилась год. В реконструкции события ужали до часа. На поле боя всё было максимально приближено к тем событиям: форма двух армий, пушки, пулемёты и ружья — всё полностью соответствует времени. Исключение — снаряды, они холостые. А иллюзию отравляющего газа создаёт желтый едкий дым.
Реконструкторы играют, что называется, с листа. «Никаких репетиций и определённых ролей здесь ни у кого нет. Приехали вчера. Разбили лагерь. Есть старшие, они координируют действия остальных. Все рекомендации получаешь на поле боя», — рассказывает участник реконструции Андрей. Сегодня Андрей — медбрат армии противника. «Быть в рядах проигравших не обидно. Должен же кто-то представлять сторону противника», — заявляет Андрей.
За происходящим на поле боя Александр Могильников наблюдает за ограждением. На нём форма русского солдата. «Эх, сапоги подвели, не налазили. Опоздал немного. И меня не пустили», — сокрушается Александр. На фестиваль «Времена и эпохи» Александр приехал из Крыма. «У нас в Крыму постоянно происходят реконструкции героической обороны Севастополя. Да и всего Крыма. Лично для меня важно, чтобы те, кто нас смотрит, осознали, какая великая история у России, какой великий дух у этого народа был и остается во все времена. Я сейчас без пафоса говорю», — продолжает Александр. Он в прошлом офицер Советской армии, в игре — просто солдат 51 литовского пехотного полка его величества цесаревича. «Я в реконструции два года. Наверное, в войнушку не наигрался, поэтому пришёл. И с честью ношу солдатские погоны», — смеётся Александр.
— Форму сами шьёте?
— Бывает, что да, бывает, заказываем в специальных артелях. В прошлую реконструкцию в Крыму форму шили вручную. Требование эпохи, — отвечает Александр.
— Оружие у вас настоящее? Где берёте?
— Это нам сегодня «Мосфильм» выдал. Хотя в Крыму у нас в клубе есть своё. Оно уже вышло из строя и не пригодно для стрельбы. На каждое оружие у нас есть специальная справка, в которой сказано, что боевыми патронами из него стрелять нельзя, можно только холостыми, — продолжает реконструктор.
Победить русским солдатам в реконструции помогает и природа. Ближе к середине действа небо затягивается тучами, и время от времени вместе с выстрелами мелькают молнии. А после окончания действа начинается проливной дождь. Однако ливень не погасил интерес собравшихся к фестивалю. Толпы людей выстроились в очередь, чтобы поближе посмотреть, как устроены военные лагеря всех армий, пострелять из оружия, сфотографироваться с пулемётом, пройти полосу препятствий, посидеть за рулем столетней машины.
Те же, кому больше интересен мир, отправились в город. Жизнь Москвы и её окрестностей представлена на нескольких тематических площадках: «Аристократия», «Пролетарии», «Жизнь в городе» и «Деревня». Каждая из них доподлинно воссоздаёт быт различных сословий того времени. По аллеям города прохаживаются светские дамы и офицеры в формах. В летнем кафе пьют чай, на площадке играют в крокет. Здесь же можно встретить и представителей императорской четы.
«Императором очень трудно быть. Он работает без выходных», — делится исполнитель роли великого князя Андрей Малов-Гра. Играть членов императорской семьи Андрею Малову-Гра не в первой. По своей профессии он исторический консультант. Не раз приходилось сниматься в роли князей в кино.
«На этом фестивале мы сделали сводный образ члена великой императорской фамилии. Чтобы не конкретизировать какого-то определенного Великого Князя. Наша задача — показать жизнь эпохи в общем, — говорит Андрей Малов-Гра. — Ношение императорской формы ко многому обязывает. Когда вживаешься в образ, изменяется не только внешнее: осанка, поведение, манеры держаться, но и внутреннее состояние тоже меняется».
Исторический фестиваль «Времена и эпохи» — самый масштабный в России и один из крупнейших в мире. Отличие его от других российских исторических фестивалей в том, что он проходит в мегаполисе, но главное — фестиваль создает настоящее, а не декоративное путешествие во времени, не шоу, а живое погружение в эпоху.«Очень здорово, что фестиваль тематический. Каждый год у него определенная тема. Сейчас основная тема — события Первой мировой войны. На фестиваль приезжают люди из разных стран. Здесь и поляки, и украинцы, и литовцы, и японцы даже есть. Мы собираемся клонировать опыт проведения таких фестивалей. А одна из идей — организация такого рода фестивалей в Крыму. Мы обязательно пригласим иностранные клубы. Знание истории, любовь и уважение к своим предкам — важная часть национальной идеи. Я благодарю правительство Москвы как главных инициаторов, спонсоров фестиваля и главную движущую силу фестиваля», — заявил на открытии фестиваля министр культуры Владимир Мединский.
Для полного погружения в эпоху можно примерить платье или костюм того времени. Их продают или дают в аренду.
«Одно платье эпохи создается около полугода. Просматриваются фотографии. Выбираются подходящие наряды, делаются эскизы, потом все шьётся, — рассказывает светская дама Ольга. В наряде Ольги всё продумано до мелочей. «Эпоха меня привлекает. Мода тогда была очень красивая — бантики, рюшечки, шляпки, другие украшения — всё делало женщину очень привлекательной. И это несмотря на то, что большинство нарядов дам были закрытыми. Надеваешь такое платье, и всё меняется вокруг. Сама меняешься. Начинаешь по-другому думать, говорить, стоять и смотреть», — признаётся Ольга.
Пролетарии своими нарядами не уступают светским дамам. Хотя их шить проще, смотрятся они даже выгодней. «Тогда простым людям не до рюшек было, особенно в деревне. Поэтому крестьяне или трудовой класс, когда были деньги, покупали ткань, шили рубаху, украшали вышивкой и носили», — рассказывает Алёна Ярохина. В обычной жизни Алена — бухгалтер. «Крестьянкой лучше быть. Ближе к народу. Да и культура обычных людей иногда выше светской», — говорит Алёна.
На ярмарке вовсю кипит жизнь. Кто-то смотрит одежду, кто-то пробует сладости и медовуху. У цыганского табора очередь. Люди пристают к цыганам с просьбой погадать. Цыганка Анна смотрит на руку прохожего и рассказывает, на что ему лучше обратить внимание: кому попить таблетки от печени, кому от болезни желудочно-кишечного тракта.
«Куда ж без цыган. Мы, как и сто лет назад, веселим народ песнями и танцами. Гадаем и крадём детей, вернее, дети сами в наш шатёр лезут», — рассказывает цыганка Анна. В обычной жизни у Анны творческая профессия, среди сегодняшнего цыганского табора есть и банкиры, и учителя, и чиновники. «Что привлекает в цыганах — это свобода, наверное», — говорит Анна.
Смотрите также: 20 цветных фотографий Российской империи Прокудина-Горского →