Престиж учителя. 2023 год станет в России годом педагога

Президент России Владимир Путин подписан указ, согласно которому 2023 год объявлен Годом наставника и педагога.

   
   

«Это решение президента еще раз напоминает о высоком статусе педагогов  в нашем обществе, о важности их работы, — прокомментировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. — Популярность профессии растет год от года. Мы заметили, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги, как развиваются профессиональные конкурсы. Власти страны прилагают усилия, профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Из недавних примеров, законодательная инициатива по отказу от формулировки "образовательная услуга", снижение числа бюрократических бумаг, которые должны заполнять учителя. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии».

Благодаря национальному проекту «Образование» педагоги получили возможность постоянно повышать  свою профессиональную квалификацию, участвовать в конкурсах, обмениваться опытом с коллегами, участвовать в работе создающихся на базе педагогических ВУЗов педагогических «Кванториумов».

Постоянно повышать профессиональное развитие дает возможность открытие во всех регионах Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Сейчас в стране есть 140 таких центров, причем почти половина — 62 центра — открылись в 2021 году. А к 2024 году в каждом субъекте Российской Федерации будет действовать единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, будут открыты центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, а 28% педагогов-психологов образовательных организаций пройдут курсы повышения квалификации. В этом же году  планируется открыть 33 педагогических технопарка «Кванториум» при региональных педагогических вузах.

В Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея прошел хакатон «Наставник-2022».  Его целью было выявление уровня профессиональных компетенций у молодых педагогов республики. Наставники подготовили квест, помогающий задать для каждого участника направление дальнейшего развития и профессионального роста. В рамках хакатона были проведены форсайт-сессия наставников и открытый разговор. Также была проведена коучинг-сессия «Я-педагог», где с помощью различных коуч-технологий были проработаны самые актуальные направления в работе учителя и были определены дальнейшие образовательные траектории по работе с молодыми педагогами. Завершился хакатон круглым столом, на котором были подведены итоги мероприятия. «Потряс высокий уровень подготовки и проведения данного мероприятия», — рассказала его участница старший воспитатель МБДОУ № 2 «Василек» г. Адыгейска Людмила Чувашева. — «Грамотно и продуктивно была организована работа, царила доброжелательная атмосфера. Продуктивное мероприятие для общения, обмена опытом».  

В Улан-Удэ был проведен  семинар «Методическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута в образовательной организации» для педагогов дополнительного образования. В ходе мероприятия  участники разобрали технологию разработки и воплощения в жизнь индивидуального образовательного маршрута педагога. Также на нем обсуждалось направление развития Центра непрерывного повышения профессионального мастерства. «Это новая модель допобразования, — разъяснила старший преподаватель центра Ирина Сукнева. — Здесь развитие педагогов осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам. При этом обязательно учитываются выявленные образовательные потребности и кадровый запрос».

На базе Института развития образования Еврейской автономной области создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Первыми результатами работы Центра поделилась его руководитель Елена Бабинер: «За полгода здесь прошли обучение 31% педагогов и управленцев региона. Обучение учителей проводилось, в том числе, совместно с Академией Минпросвещения России. 

      
   

Программа повышения квалификации была связана с подробным разбором изменений в рамках обновленного федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). А проведенное повышение квалификации директоров школ и их заместителей была ориентирована на организацию формирования системы преподавания функциональной грамотности обучающихся. «Эти темы — новые ФГОСы и функциональная грамотность — сейчас одни из самых актуальных. Чувствуется некоторое напряжение в педагогической среде, связанное с проведением осенью 2023 года Всероссийской оценки функциональной грамотности.  Наша задача — так подготовить учителей к новому учебному году, чтобы они, вооруженные новыми знаниями, смогли хорошо подготовить своих учеников», — отметила Елена Бабинер. У Центра серьезные планы на начало нового учебного года. В этот период пройдет диагностика профессиональных затруднений педагогов. По ее итогам будут сформированы индивидуальные образовательные маршруты.