«Подымайся народ, собирайся в поход». На Красной площади поют о мобилизации

© / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

У стен Кремля показывают ролики, посвященные параду 7 ноября 1941 года, и репортажи о тех, кого призвали в рамках частичной мобилизации осенью 2022 года.

   
   

Организаторы нашли немало связей между событиями начала Великой Отечественной войны и сегодняшней СВО.

Красная площадь. Четыре огромных экрана формируют пространство, на котором развернулась экспозиция, составленная из советской военной техники времен Великой Отечественной войны. На всех четырех идет синхронный показ видеороликов.

Поначалу они воспринимаются как мультимедийный антураж. Рядом танки-пушки-броневики и солдаты в форме красноармейцев. Вдоль стены ГУМа возведен макет Белорусского вокзала в Москве, а перед ним — железнодорожная платформа, которую использует в качестве сцены агитбригада.

Так что экраны совершенно не привлекают внимания, пока рядом кто-то не произносит: «Ой! Смотри, наших мобилизованных показывают». Проследив, куда указывает рукой девушка, понимаешь, что чуть не упустил что-то важное.

Ролики, которые идут на этих огромных экранах, — это нарезка из хроники разных времен: начало войны, финал войны, современные кадры. С помощью монтажа авторам удалось создать неплохую перекличку времен. Вот на экране, разделенном пополам, идут два парада: мрачный и суровый ноябрь 1941-го и светлый радостный парад Победы. При этом колонны 41-го года, идущие слева, органично переходят в колонны Победы справа.

   
   

А вот совсем другой эпизод: слева — советские граждане, мобилизованные в ополчение, получают оружие и телогрейки. Справа же в этот момент — современная съемка: мужчины в форме, ушедшие по призыву в рамках частичной мобилизации, которая была объявлена президентом в конце сентября.

На обеих половинках — одинаковые лица. Хотя, конечно, они разные. Но и там, и там — люди, которых можно встретить на улице, в метро, на работе.

Музыка, речи и тексты, которые звучат над площадью — это концерт уже упомянутой агитбригады. Песни радуют, вдохновляют и оглушают, когда на кадры мобилизации накладываются строки Василия Лебедева-Кумача: «Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!»

Написанная за несколько лет до Великой Отечественной войны, эта песня передает не только предчувствие будущей великой битвы. Она, словно трубач на башне, увидевший раньше всех приближение врага, подает сигнал к мобилизации. Поэтому сегодня слова старой песни звучат с невероятной актуальностью.

«Пойдем отсюда», — чуть дрожащим голосом произносит девушка, пытаясь взять своего спутника за руку. «Подожди», — молодой мужчина около 30 лет, красивая прическа, как «денди лондонский одет». Но он неотрывно продолжает смотреть на экран.

«Пойдем, Сережа!» — не унимается девушка, начиная тянуть молодого человека в сторону. Тот нехотя поворачивается. Оба начинают уходить. Прямо за несколько шагов он меняется: расправленные плечи опускаются. Из-за вдруг появившейся сутулости он как будто становится даже чуть ниже своей спутницы.

Песня заканчивается. На импровизированной сцене-платформе несколько актеров начинают читать письма бойцов с фронта.

Если сегодня вам не удалось побывать на Красной площади, сделайте это завтра обязательно. Словами не передать то, что ощущаешь там: причастность к чему-то великому, настоящему, важному. Такое нельзя пропустить.