По следам солнца. Один день с имамом казанской мечети

Имам Рустам Ясавиев. © / Алия Шарафутдинова / АиФ

Посёлок Борисоглебск расположен на окраине Казани. Издавна здесь преимущественно живут русские. Первый православный храм появился ещё в XVIII веке.

   
   

Весной 2013 года недалеко от церкви появилась мечеть. Её строительство более десяти лет вели местные жители — мусульмане. Назвали её «Омет», что в переводе с татарского означает «надежда». Именно в этой мечети и служит имам Рустам хазрат (уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом — прим. автора) Ясавиев.

Мечеть в Борисоглебске строилась 10 лет и была открыта в мае 2013 года. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Жизнь мусульманина неразрывно связана с движением солнца. Рустам Ясавиев просыпается за 2,5 часа до восхода и начинает день с утреннего намаза. Вместе с ним молятся его жена и дети. Затем супруги Ясавиевы начинают собирать детей в школу, а к 9:00 имам едет на работу.

Появление мечети в посёлке — во многом заслуга местного жителя, имама Мидхата Шакирова. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Параллельно с обязанностями в одной мечети хазрат руководит строительством другой. Поэтому с утра он занят встречами со спонсорами и оформлением документов.

Бросил сельхозинститут и поступил в медресе

В свои 37 лет Рустам Ясавиев выглядит на 27 и, улыбаясь, признаётся, что эликсир молодости нашёл в умении наслаждаться каждой минутой своей жизни. Говорит он тихо и вразумительно, часто цитируя строки из Корана и религиозных книг.

Имамом мечети в Борисоглебске Рустам хазрат стал недавно. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Рустам Ясавиев родился и вырос в деревне Салауш Агрызского района Татарстана. В детстве увлекался вокалом и хореографией, любил читать книги и занимался спортом. Окончив школу, стал студентом Казанского сельхозинститута (сейчас Казанский государственный аграрный университет — прим. автора). Через год понял, что не хочет работать инженером-механиком и поступил в медресе (мусульманское учебное заведение — прим. автора).

Рустам Ясавиев читает намаз пять раз в день. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«В детстве мы вместе возвращались с одноклассником из школы. День был дождливый, сверкали молнии. Когда грянул гром, мой друг произнёс: «Ля иляха илляЛлах» (нет Бога, кроме Аллаха). Потом объяснил мне, что значат эти слова, — с улыбкой вспоминает мужчина. — Тогда я впервые задумался о Боге».

   
   
В свои 37 лет Рустам Ясавиев выглядит очень молодо. Он признаётся, что секрет сохранения молодости в гармонии. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Дед Рустама Ясавиева был деревенским муллой (мусульманский религиозный служитель, знаток Корана и религиозных обрядов — прим. автора). «С детства родители приучали меня быть добрым, помогать людям в беде. Жизнь в деревне этим и отличается: все друг за друга переживают, — продолжает рассказ Рустам. — Когда случается пожар, люди, оставив дела, бегут тушить огонь, когда нужно похоронить односельчанина, все мужчины идут на кладбище».

Наречение имени

В мечети Борисоглебска имам появляется ближе к полуденной молитве (зухр,  обеденный намаз — прим. автора). Прочитав намаз, направляется в рабочий кабинет. Здесь имама ждут молодые родители для наречения имени дочери.

В офисе имама ничего лишнего: рабочий стол, шкаф с документами, на стене висит шамаиль — суры из Корана, написанные арабской вязью и оформленные в виде картины.

Офис имама украшает шамаиль — картина, на которой арабской вязью написана сура из Корана. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Имя человека влияет на его судьбу», — говорит хазрат отцу и матери новорождённой и рассказывает, что означает выбранное для девочки имя — Мадина. В религиозном обряде могут участвовать ближайшие родственники младенца. Имам объясняет им, что такое хорошее воспитание, читает суры из Корана и шепчет в правое и левое ухо ребёнка его имя и отчество.

На рабочем столе имама лежат несколько книг религиозного содержания. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Желательно, чтобы человеку дали имя уже на седьмой день жизни. Так поступали во время пророка Мухаммеда», — объясняет хазрат. По его словам, в последние годы у татар пользуются успехом старые имена, которыми называли ещё прадедов. «Приветствуется, когда имя новорождённого мусульманина начинается с «Габд». В переводе с арабского это означает «раб божий». Например, Габдулла, Габделнур», — расказывает глава мечети.

Никах — мусульманская свадьба

Далее в планах имама — никах (мусульманское венчание, свадьба — прим. автора). Ни одна местная свадьба не обходится без его присутствия. «На никахе я объясняю жениху, что он кормилец и глава семьи. Девушкам говорю, что в семье ценится покорность мужу и умение быть хорошей матерью, вне зависимости от образования и степени успешности карьеры, — разъясняет Рустам хазрат. — После этого спрашиваю, согласны ли они вступить в брак».

Рустам Ясавиев вместе с молодожёнами на никахе (мусульманском венчании). Пара в знак благодарности дарит ему сувенир. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

На никахе присутствуют два свидетеля создания семьи. Ими могут стать двое мужчин или мужчина и две женщины (они приравниваются к одному мужчине). Будущий муж дарит своей избраннице махр — свадебный подарок. Обычно это ювелирное украшение. Стоимость махра должна быть не ниже 10 дирхамов (около 50 долларов).

Объяснить суть веры

Несколько раз в день посёлок накрывает звонкий азан — призыв к обязательной молитве. Его читает муэдзин мечети. Во время этого ритуала муэдзин касается руками мочек ушей, а взгляд направляет в сторону Киблы (направление на священный храм мусульман в Мекке — прим. автора).

В течение дня в мечети многолюдно. Мусульмане приходят сюда ко времени молитвы, совершают омовение, встают по направлению к Кибле и читают намаз.

Каждую пятницу в мечети проводятся совместные молитвы. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Женщины могут читать молитву в мечети, если для них имеется отдельное помещение или перегородка, отделяющая их от мужчин. Поэтому чаще всего первый этаж мечети предназначен для представителей сильного пола, второй — для женщин.

Рустам хазрат рассказывает, что совместные молитвы мусульман проходят по пятницам. В Коране говорится: «…оставляйте мирские дела и отправляйтесь в мечети поминать Аллаха…»

Имам старается быть открытым и отвечает на все вопросы, связанные с исламом. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Приходите на занятия по основам ислама», — зовёт на уроки 72-летняя Мадина Шакирова. Мусульманка учит жительниц посёлка читать Коран. Основы веры здесь преподают бесплатно для всех. Хозяйки также учатся при мечети готовить национальные блюда.

После очередного намаза хазрат рассказывает, что главная обязанность имама — объяснять суть веры, правильно разъяснять предписания Всевышнего. Недаром слово «имам» переводится с арабского как «духовный лидер», «предводитель».

Мусульманки учатся в мечети готовить национальные блюда и устраивают чаепития, читают Коран. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В Исламе нет исповеди и отпущения грехов: каждый человек напрямую обращается к Аллаху, просит прощения. Считается, что добрые и плохие деяния человека записывают в книги ангелы, чтобы в судный день положить их на весы.

«Имам — очень ответственная должность. Люди обращаются за советом. Пророк Мухаммад — мир ему и благословение Аллаха — говорил: „Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству“», — объясняет глава мечети. Не каждый человек может стать имамом. Для этого не достаточно иметь образование, нужны ещё такие качества, как дипломатичность, терпение. Аллах Всевышний сказал: «Проявляй красивое терпение». В то же время порицается эгоизм, высокомерие: «Не войдёт в рай тот, в сердце которого высокомерие весом  хотя бы в пылинку».

Мужчинам и женщинам в мечети объясняют основы веры. Мусульмане читают Коран. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

К 18:00 Рустам Ясавиев везёт своих сыновей на секцию каратэ, а сам идёт преподавать в медресе имени 1000-летия принятия Ислама. К приходу учителя в одной из аудиторий собрались студенты вечернего отделения — мужчины и женщины средних лет, желающие изучить ислам.

В начале урока имам уделяет время для проповеди. Заметив, что кто-то из учащихся принёс благовоние и запах распространился на весь класс, он  сравнивает дружбу с ароматом. Далее класс приступает к изучению и обсуждению мусульманских сур — глав Корана. Один урок — одна сура.

Вечером Рустам Ясавиев преподаёт в медресе. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

 «Нельзя достичь душевного спокойствия без семьи»

«Как прошёл твой день?» — встречает Рустама Ясавиева абыстай (супруга духовного лица — прим. автора).

С женой Сириной имам познакомился в деревне, где проходил практику и преподавал в мечети. Сирина работает учителем и помогает мужу успешно справляться с делами.

«Главное в семейной жизни — взаимопонимание и стремление к довольству Всевышнего, — признаётся Рустам. — Нельзя достичь душевного спокойствия без жены, без создания семьи. „Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие…“»

У хазрата трое детей — двенадцатилетний Юсуф интересуется техникой, мечтает стать инженером-механиком, десятилетняя Камиля перенимает от матери навыки ведения домашнего хозяйства, пятилетний Хамза увлекается каратэ.

Двенадцатилетний Юсуф и пятилетний Хамза занимаются каратэ и хотят быть сильными, как отец. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Слаще детей на свете ничего, никого нет. Это моё представление об отцовстве. Я отец строгий, но в то же время поддерживаю все хорошие начинания со стороны детей. Одними запретами многого не добьёшься», — улыбается имам.

Ежедневно священнослужитель уделяет время изучению религиозных книг, а также с удовольствием читает А. С. Пушкина, Л. В. Толстого, а также произведения татарского поэта Габдуллы Тукая.

Рустам Ясавиев любит футбол, настольный теннис, в своё время занимался национальной борьбой, самбо, а сейчас тренируется для поддержания хорошей физической формы. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Находит время и для занятий спортом: подтягивается  на турнике и отжимается от пола. По вечерам смотрит футбол и сокрушается, что в новостях показывают только негатив: то где-то затонул корабль, террористы напали на мирных граждан. «Террор ничего общего с исламом не имеет. Первым террористом был Кабил (библейский Каин), который убил своего брата. Пророк Мухаммад — мир ему и благословение — говорил: «Когда один человек убьёт другого, его грех записывается и Кабилю, сыну Адама, потому что он первым пролил чужую кровь», — говорит хазрат. — Не уподобляться бы людям Кабилю».