На создание фильма «Когда умирают люди — поют песни» ушло полтора года непрерывной съёмки. Главная героиня картины 93-летняя Регина смертельно больна. Она пациентка частного хосписа в Америке. Рядом с Региной её дочь Соня. Во время съёмки картины Регина рассказывает дочери о том, о чём молчала 60 лет.
По прогнозам врачей, на момент начала работы над фильмом жить главной героине оставалось чуть больше полугода. С тех пор она прожила уже три года. Всё это время справляться с болезнью ей помогала музыка. Умирающую Регину после инсульта стал навещать музыкальный терапевт: с ним она стала петь песни своей юности — песни на идише. Занятия с ним вселяли в неё желание жить. «Юмор, мудрость и харизма Регины сразили меня и всех, кому я показывала отснятый материал», — говорит режиссёр фильма Ольга Львова.
Во время съёмок фильма открываются сокровенные тайны главной героини. Оказалось, что Регина пережила Холокост и никогда не говорила об этом со своей дочерью Соней. А теперь дочка боится, что мама так и уйдёт, не рассказав ей своей истории. Соня начинает борьбу со временем и пытается расспросить маму о прошлом, записать детали, узнать, кто эти люди на старых довоенных фотографиях в семейном альбоме, который они с мамой не открывали 60 лет. В то же время Регина после инсульта начинает терять память. Поэтому к концу фильма она уже не может ответить на многие вопросы.
«Картина получилась очень интимной, камерной. Одной из самых важных её тем стала тема отношений детей с родителями, отношений близких людей вообще», — говорит создатель фильма Ольга Львова.
Хотелось погрузиться в тему
Ольга Львова родилась и выросла в Москве. Закончила факультет журналистики МГУ. «На последних курсах журфака у меня появилась мечта — документальное кино. Мы делали тогда самый первый учебный фильм, я сама училась снимать и монтировать по ходу дела. Процесс монтажа подействовал на меня магически, в нём я почувствовала почти неограниченные возможности созидания нового: ткани, ритма. Помню, что тогда в течение нескольких дней я забывала есть и спать — монтировала без остановки. Это захватывает», — делится своими воспоминаниями режиссёр.
Постепенно Ольге стало понятно, что журналистика — не совсем то, чем она хотела бы заниматься постоянно и много. Журналист, по её мнению, в большинстве случаев должен уметь переключаться с одной темы на другую, быстро схватывать информацию. Ольга же хотела каждый раз погружаться в тему, проводить много времени с героями. «Помню ещё, что, когда я работала на радио и приходила брать интервью у каких-нибудь очень интересных и колоритных людей, их голоса и моего текста мне было недостаточно. Хотелось снять героев на камеру, снять кинематографично: их лица и руки, предметы, которые их окружают, пыль в луче света. Мне виделось кино во всём, к чему я оказывалась неравнодушной», — рассказывает Ольга. Через год, после окончания вуза, Ольга Львова оставляет журналистику и поступает в университет Нью-Йорка School of Visual Arts на факультет режиссуры документального кино. «Режиссёр игрового кино в первую очередь конструирует свой мир. Я же вбираю в себя мир. В документальном кино ты несколько месяцев или даже лет снимаешь одну картину, часто живёшь со своими героями. Каждый раз это уникальный опыт. Совершенно разные люди, в разных странах, разговаривающие на разных языках впускают тебя в свою жизнь — это обогащает, позволяет прожить несколько жизней за одну», — обосновывает свой выбор Ольга Львова.
Программа обучения в Нью-Йорке была полностью построена на практике: студенты снимали два года без перерыва. Главным проектом был дипломный фильм. «Я искала тему для него и наткнулась на статью в The New York Times, рассказывающую о музыкальной терапии в хосписе. Меня это потрясло. Здесь сошлись две темы, которые не дают мне покоя: музыка и смерть», — рассказывает режиссёр.
Номинант на студенческий «Оскар»
Название фильму дала строчка из стихотворения Велимира Хлебникова. «Когда умирают люди — поют песни». «Помню самую удивительную и необъяснимую съёмку. Регина лежит на кровати, я с ней разговариваю. И тут она сама меняет тему и говорит: "Знаешь, говорят, что мёртвые поют. Вот я и пою — готовлюсь". Я никогда не произносила при ней название, о котором думала. То есть она сама "попала" в него почти слово в слово. Я восприняла это как знак: я двигаюсь в правильном направлении. У меня очень редко бывает такое ощущение, обычно сплошные сомнения», — продолжает Ольга Львова.
Во время съёмок, как признаётся режиссёр, были и очень эмоциональные, тяжёлые дни. Это было, когда главная героиня фильма рассказывала о самом страшном, когда она злилась и не находила себе места. Но это, по словам Ольги, были редкие дни. Самым же трудным для режиссёра было сохранять веру в фильм и терпение.
Главная героиня фильма Регина серьёзно больна. «Несмотря на то, что, когда я начала снимать, врачи говорили, что Регина не проживёт дольше шести месяцев, спустя два с половиной года, когда состоялась премьера фильма, ей исполнилось 95 лет. В фильме есть момент, когда она говорит: «"Просто я не хотела умирать!" В этом она вся», — вспоминает Ольга Львова.
Фильм про неё 95-летней Регине показала дочь Соня. «Это потрясающе! Лучше и сказать нельзя: "Когда умирают люди — поют песни". Знаешь, что хорошо? Когда я умру, ты можешь это смотреть и слушать — и я буду снова жива!», — воскликнула Регина, увидев картину.
Фильм «Когда умирают люди — поют песни» был удостоен нескольких международных наград и сейчас путешествует по фестивалям мира. Он был номинирован на премию «Оскар» в категории студенческих работ, получил Золотого Орла премии «СINE», вошёл в тройку финалистов Конкурса Международного Независимого Кино. Московская премьера картины состоится 14 декабря в Центре Документального Кино, после чего в ЦДК будет прокат фильма.
Смотрите также:
- «Роль трупа я сыграл безупречно». Как работают актеры киномассовки →
- Календарь дат и событий. 13 февраля 2011 →
- Календарь дат и событий. 7 июня 2011 →